Как поступить при повороте налево

Левый поворот Самый опасный из маневров. (Часть 1) — Сообщество «DRIVE2 Казахстан» на DRIVE2

Как поступить при повороте налево

На просторах интернета нашел очень полезную статью, рекомендую к прочтению как профессионалам, так и тем недавно за рулем.

Левый поворот, как и разворот, один из опаснейших маневров. Он даже опаснее разворота.

В Украине, например, схема организации движения на загородных дорогах предполагает поворот направо, а затем разворот, но не поворот налево.

Основная задача при выполнении левого поворота — уступить дорогу встречному транспорту?

Видите вы этот транспорт перед выполнением поворота налево или не видите? После ДТП это никого не интересует.

Водитель встречного автомобиля имеет преимущество. Уступить нужно автомобилю, который двигается прямо или направо.

Не нужно забывать при выполнении левого поворота и про пешеходов, особенно тех, которые переходят дорогу за перекрестком.

И при левом повороте положение этих пешеходов самое опасное, так как, поворачивая налево, водитель разгоняется, пытаясь как можно быстрее уйти с направления движения встречного автомобиля.

В зависимости от схемы организации движения на перекрестке (вида перекрестка), количество объектов, которым нужно уступить, меняется.

дорога или основной зеленый сигнал светофора

Поворот налево по главной дороге на неравнозначном перекрестке и на зеленый основной сигнал светофора на регулируемом перекрестке совершается по одним и тем же правилам.

Основные правила выполнения левого поворота по главной дороге или на зеленый сигнал светофора следующие:

Если есть встречный транспорт, сразу выезжаем ближе к центру перекрестка вдоль оси дороги, по которой мы двигаемся.К оси дороги, по которой мы двигаемся нужно браться ближе, чтобы на небольшом перекрестке ваш автомобиль могли объехать водители, которым нужно прямо или направо.

Останавливаемся перед осью пересекаемой дороги, не доехав около 1,5 – 2 метров.

Пересечение осей дорог — это центр перекрестка.

Есть два случая при повороте налево, когда нужно выезжать к центру перекрестка, уступая дорогу встречному автомобилю — это когда у нас главная дорога или основной зеленый сигнал светофора.

Расстояние, которое мы оставляем при остановке до оси пересекаемой дороги — это расстояние, необходимое для раскатывания перед выполнением маневра. Этот прием используют водители автомобилей с механической коробкой передач и педалью сцепления.

Итак, если у вас механика со сцеплением. Когда перекресток проезжает встречный автомобиль, после которого вы будете выполнять маневр, сначала начинаем трогание с прямыми колесами на заранее оставленном расстоянии.

И как только этот автомобиль проехал мимо вас, уже находясь в движении, вращаем руль в поворот. Так делать удобнее и безопаснее, чтобы не заглохнуть поперек перекрестка, вращая руль и трогаясь одновременно.

Перед поворотом уже нужно знать встретятся ли на вашем пути пешеходы?

Если у вас «автомат» или «робот», вам можно только позавидовать. На автомате так изощряться нет необходимости. Нажал и поехал.

Опять же напоминаем. При левом повороте, как и при развороте, опасно сразу закручивать руль в сторону поворота. Если вас ударят сзади, ваш автомобиль выбросит на встречную полосу, а там лобовое столкновение.

Подворачивают колеса в поворот только, когда на встречной полосе уже стоит автомобиль, водитель которого также хочет повернуть налево (развернуться). Но и здесь нужно быть осторожным. Чтобы не получилось так, что встречный автомобиль уедет, а вы останетесь на встречной полосе.

Когда же встречного транспорта нет, ехать к центру перекрестка не нужно. Обычно, при отсутствии встречного транспорта, водители начинают вкручивать руль в левый поворот, как только проехали передними колесами пересечение проезжих частей. При этом радиус поворота увеличивается, вращать руль много не надо и скорость при прохождении поворота может быть больше.

Большая скорость в левом повороте — это «ПЛЮС», если говорить о том, что нужно как можно быстрее уйти с направления движения встречного транспорта.

Но одновременно это и «МИНУС». «Вылетая» с перекрестка можно не успеть остановиться перед пешеходным переходом и совершить наезд на пешехода.

Если при отсутствии встречного транспорта поехать дальше на перекресток это только приведет к потере времени и может искусственно создать аварийную ситуацию.

Задний водитель, видя, что вы мешкаете при отсутствии встречного транспорта, может попытаться опередить вас прямо на перекрестке.

Часть 2 (из 3)

первоисточник.

Источник: https://www.drive2.ru/c/1726582/

Правила проезда перекрестка налево

Как поступить при повороте налево

Перед поворотом налево на перекрестке пункты 13.4 ПДД (на перекрестке со светофором) и 13.12 ПДД (на перекрестке без светофора или когда оный выключен либо мигает желтый) требуют уступить дорогу встречным машинам, которые движутся навстречу в направлении прямо или направо.

Но поскольку автомобилем управляет человек, а человек действует по обстоятельствам, то по приближению встречного водителя к перекрестку не всегда есть возможность понять его намерения, вследствие чего возникает напряженная, иногда, нервозная обстановка.

В предыдущей публикации Проезд перекрестка налево дан общий ответ на вопрос как следует действовать на перекрестке, если вам не до конца понятны намерения встречного водителя.

Ниже по тексту приведены несколько рекомендаций, которые целесообразно применять на перекрестке при повороте налево в соответствующих обстоятельствах. Их можно назвать «бытовыми» правилами проезда перекрестка налево.

Для тех читателей, кто не согласен со словом «правило», или кому оно режет слух, можно заменить его другим словом или сочетанием, близким по смыслу, например, полезный совет, практическая рекомендация и пр.

Правила проезда перекрестка при повороте налево

Правило 1. Выехав на перекресток, проезжайте ближе к его условной середине. В таком случае, вслед за вами смогут выехать для поворота еще два-три автомобиля.

Руль влево не поворачивайте. Передние колеса автомобиля целесообразно держать в положении «прямо».

Это нужно для того, чтобы, если вдруг кто-то по разным причинам врежется в ваш автомобиль сзади, его не выкатило на встречную полосу.

Исключение для положения передних колес может быть во время встречно-обоюдного поворота налево, когда встречный автомобиль вместе с вами поворачивает налево, но в свою сторону. В таком случае есть смысл расположить свой автомобиль под небольшим углом, как на рисунке ниже. Это нужно для обеспечения себе видимости встречной дороги.

Правило 2. На повороте всегда контролируйте ситуацию сзади вашего автомобиля и слева-сзади от него. Это на тот случай, когда среди тех, кто движется сзади вас, есть желающие срезать угол поворота налево. В таких обстоятельствах есть риск столкновения на выходе с перекрестка.

Схемы опасных моментов есть в статьях Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации и Поворот налево на перекрестке. Часть1 и Часть2.

Правило 3. Когда вы подъехали к перекрестку, и въезжаете для поворота налево вторым по счету, то двигайтесь вслед за первым, и не стремитесь объехать его слева. Может оказаться так, что тот, первый, на самом деле не поворачивает, а разворачивается.

Когда радиус поворота автомобиля большой, бывает, что ему для разворота необходимо сделать так называемый «заход» вглубь перекрестка, и если вы подрежете его с левой стороны, то рискуете с ним столкнуться на дуге его разворота. Такая ситуация описана в статье Выполнение разворота. Часть2.

Правило 4. Если вы подъехали к перекрестку для поворота налево третьим или четвертым, а «передние» машины уже заехали на пересечение, то в таком случае есть смысл тормознуть у стоп-линии (знак 6.16 или разметка 1.12), и немного подождать. Для чего это нужно?

Высока вероятность, что не успеете выполнить свой поворот за время разрешающего сигнала. Но если вы проедете за стоп-линию, и после смены сигналов светофора будете вынуждены остановиться, потому что машины поедут с других направлений, то, как вариант, можете получить штраф за проезд стоп-линии (не факт, но возможно).

Данный штраф, конечно, будет спорным, поскольку вы пересекли линию на разрешающий сигнал, но потом придется ходить по инстанциям и разбираться.

Количество машин, которые могут поместиться на перекрестке для поворота налево еще зависит от размеров самого перекрестка, а также продолжительности разрешающего сигнала, поэтому данная рекомендация не строгая, ее нужно примерить непосредственно к месту.

Правило 5. В случаях, когда поворот налево на регулируемом перекрестке разрешается одновременно с двух полос, то обычно машины поворачивают параллельно. ПДД разрешают повернуть налево в любую полосу той дороги, на которую совершается поворот.

Если вы подъехали к перекрестку по крайней левой полосе, то во избежание столкновения целесообразно повернуть по короткой дуге, в ближнюю (левую) полосу пересекаемой дороги.

Если же вы подъехали к перекрестку для поворота по соседней с крайней левой полосе, тогда целесообразно повернуть по длинной дуге поворота, в дальнюю полосу пересекаемой дороги.

Схемы поворотов и описание процесса безопасного параллельного поворота налево есть в статьях Поворот налево с двух полос и Как повернуть налево, если поворот разрешен с двух полос.

Правило 6. Когда совершается поворот налево на желтый сигнал светофора, необходимо убедиться, что машины со встречного направления остановились или готовы остановится. Другими словами, есть немало желающих успеть проехать на желтый сигнал.

Обычно, они подъезжают к перекрестку на скорости, а в момент, когда мигает зеленый или уже включился желтый сигнал, вместо того, чтобы остановиться, добавляют «газу». Ждущий возможности повернуть налево этого не ожидает, и машины «встречаются», т.е. происходит ДТП.

Одно из таких событий рассмотрено в статье Поворот налево на желтый сигнал.

Перечисленные пункты можно считать негласными правилами поворота налево на регулируемом перекрестке, или техникой безопасного поворота налево на светофоре.

Когда светофор оборудован дополнительной секцией для поворота налево, то движение в направлении зеленой «стрелки» разрешается только тогда, когда она включена. Этой теме посвящена серия статей Проезд на стрелку светофора.

Но светофор на перекрестке, как бывает, может в любое время отключиться, и перекресток становится нерегулируемым. Большинство перекрестков неравнозначные, т.е. одна дорога является главной по отношению к пересекаемой (второстепенной) дороге.

Поворот налево с главной дороги регламентирован пунктом 13.12 ПДД. При повороте налево или развороте водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Техника безопасности на нерегулируемых перекрестках такая же, как и на регулируемых, как изложено выше по тексту. Но кроме этого, еще не помешает убедиться в том, что вас никто не обгоняет в момент вашего поворота, даже в том случае, если обгон в этом месте запрещен.

Обгон на нерегулируемом перекрестке разрешается только по главной дороге, при условии, что отсутствуют другие ограничения на обгон (сплошная линия разметки, наличие пешеходного перехода). Но запретом кто-то может пренебречь. Несколько дорожных ситуаций с ДТП рассмотрены в серии статей Дорожные ситуации. Обгон и левый поворот.

Поворот налево НА главную дорогу (с второстепенной) и техника безопасности поворота подробно рассмотрены в статье Поворот налево на главную дорогу и ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Источник: https://avtonauka.ru/voghdenie/pravila-proezda-perekrestka-nalevo.html

ОСТОРОЖНО! ПОВОРОТ НАЛЕВО!

Как поступить при повороте налево
Поворот налево – это один из самых опасных и сложных маневров в дорожном движении. На многих оживленных перекрестках движение организовано следующим образом: для того чтобы повернуть налево, необходимо сначала выполнить правый поворот, а потом развернуться. На первый взгляд, это слишком сложно.

Однако практика показывает, что такой способ является наиболее безопасным. Почему же многих так пугает Ответ очевиден – при выполнении данного маневра водителю нужно быть особо внимательным.

На большинстве перекрестков ему необходимо уступить дорогу не только встречному автомобилю, который едет прямо или поворачивает направо, но и пешеходам, переходящим проезжую часть по зебре на выходе с перекрестка.

Это добавляет еще больше сложности. При начале движения автомобиль набирает некоторую скорость.

В этот момент водитель занят поворотом рулевого колеса и контролем ускорения автомобиля, поэтому не всегда может вовремя среагировать, чтобы пропустить пешеходов. Стоит еще напомнить, что на большинстве современных автомобилей некоторую часть обзора в левую сторону скрадывает стойка переднего ветрового стекла.

Ситуация становится хуже в слякотную погоду, и тогда на ветровом стекле у левой стойки “теряется” еще сантиметра 3-4 (щетки туда не достают).

Чтобы избежать возможных неприятностей, мы рекомендуем перед каждым левым поворотом делать своего рода гимнастику: сначала отклоняем корпус (свой, естественно) чуть назад и влево, затем (уже в начале поворота) чуть вперед и влево, как бы “заглядывая” за стойку. Будьте всегда внимательны, и это поможет избежать неприятностей при повороте налево.

Инструкторы «Профессиональной Школы Вождения» уверены, что наиболее простыми для левого поворота являются те перекрестки, на которых нужно уступать дорогу минимальному количеству участников движения.

Такая схема проезда организовывается при помощи дополнительных секций светофоров и специальных знаков.

Приведенный пример на первом рисунке также является безопасным способом при проездах или выездах на оживленные нерегулируемые перекрестки.

Движение по главной дороге или на зеленый свет

При движении по главной дороге или на разрешающий сигнал светофора и наличии встречного транспорта левый поворот должен совершаться по определенным правилам:

  • Первым делом нужно выехать ближе к центру* перекрестка, не доезжая 1,5–2 метров до его центра. Такой маневр необходим для того, чтобы, во-первых, сократить время самого поворота (обычно у водителей уходит от 4 до 6 секунд на маневр), во-вторых, это дает некоторое преимущество при завершении маневра (ПДД 13.7). *(центр перекрестка – это пересечение осей пересекаемых дорог).
  • Затем необходимо пропустить весь встречный транспорт, который движется прямо или направо. Собственное движение нужно начинать, только убедившись, что Ваш маневр будет безопасен и с прямыми колесами машина легче трогается, нет сопротивления вывернутых колес.
  • Как только встречный автомобиль миновал Вас слева, необходимо в движении выкрутить руль в поворот и завершить маневр. Практические курсы повышения мастерства вождения в Москве преподают именно такой способ поворота налево. Он считается наиболее безопасным и удобным: так во время движения шансы на то, что автомобиль заглохнет, становятся минимальными.

Перед выполнением маневра необходимо убедиться в том, что на Вашем пути нет пешеходов, переходящих дорогу. Их  присутствие может препятствовать завершению поворота и создать сложности для проезда подъехавшего встречного транспорта.

В чем же заключается опасность закручивания руля в сторону поворота до начала движения? Если в Вас случайно, по какой-либо причине врежется автомобиль сзади, то это станет следствием выталкивания Вашего автомобиля на встречную полосу и возможного лобового столкновения. Инструкторы нашей школы безопасного и контраварийного вождения рекомендуют каждые две секунды поднимать глаза в зеркало заднего вида, чтобы иметь возможность предотвратить, казалось бы, неминуемое столкновение.

Есть небольшое исключение, когда руль можно немного подкрутить в сторону поворота еще до начала движения. Этот способ маневра практикуется, если водитель встречного автомобиля также поворачивает налево. Но и он таит в себе опасность, так как неопытные автолюбители часто не успевают проскочить одновременно со встречной машиной и остаются стоять на встречной полосе.

При отсутствии встречного потока транспорта выезжать к центру перекрестка нет нужды. Поворачивать руль влево необходимо начинать тогда, когда Ваш автомобиль проехал линию пересечения проезжих частей. В такой ситуации увеличивается радиус поворота, соответственно, можно выполнить маневр с меньшим поворотом руля и с увеличенной скоростью прохождения поворота.

Преподаватели «Профессиональной Школы Вождения» утверждают, что большая скорость автомобиля в левом повороте имеет как свои преимущества, так и недостатки.

  • Плюс. Автомобиль максимально быстро покидает траекторию движения встречного транспорта.
  • Минус. Заканчивая поворот, можно не успеть затормозить перед переходящими дорогу пешеходами. На выходе из поворота на автомобиль действует большая центробежная сила, а тело водителя испытывает боковую перегрузку, что, несомненно, сказывается на самочувствии и работоспособности.

Существуют еще две причины, по которым при отсутствии встречного транспорта нет необходимости выезжать ближе к центру перекрестка. Первая – это бесполезная потеря времени во время маневра.

Вторая – водитель заднего автомобиля может начать опережать Вас прямо на перекрестке, если вы мешкаете, что порой приводит к возникновению аварийных ситуаций.

Инструкторы нашей школы рекомендуют перед началом маневра посмотреть в боковое, внутреннее к повороту, зеркало заднего вида

Левый поворот при въезде со второстепенной дороги

Если перед пересечением дорог установлен знак «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено», то водитель обязан пропустить все транспортные средства и пешеходов, независимо от того, оборудован перекресток пешеходным переходом или нет.

При проезде под знак «Уступи дорогу» водитель должен заранее оценить ситуацию на перекрестке. Если на нем нет транспортных средств, имеющих преимущество, и пешеходов, можно поворачивать налево без остановки автомобиля, предварительно снизив скорость. При наличии помех необходимо остановиться у пересечения проезжих частей и пропустить остальных участников дорожного движения.

Если перед перекрестком установлен знак «Движение без остановки запрещено», то останавливать автомобиль придется в любом случае. При наличии стоп-линии необходимо остановиться перед ней, а при ее отсутствии водитель обязан остановить транспортное средство перед пересечением проезжих частей.

При подъезде к пересечению дорог необходимо обращать свое внимание на то, чтобы колеса автомобиля находились в положении «прямо». На учебных городских маршрутах этому уделяется особое внимание. Даже незначительный поворот руля может привести к тому, что автомобиль окажется на траектории движения транспортного средства, которое приближается с правой стороны и выполняет левый поворот.

Существует еще одна опасность столкновения, подстерегающая водителя автомобиля, который по всем правилам остановился под знаком.

Исходит она от лихачей, которые срезают угол при повороте, пытаясь как можно быстрее завершить маневр перед встречным транспортом. При появлении таких «гонщиков» нужно быть еще более внимательным.

Особое внимание стоит обратить на длинномерный транспорт, поворачивающий налево: из-за широкого габаритного коридора у них также происходит срезка угла поворота.

Непосредственно движение рулем влево нужно начинать только после того, как вы убедились, что никаких помех для движения нет, и проехали линию пересечения проезжих частей.

Движение налево под стрелку светофора

Поворот на перекрестке, оборудованном светофором с дополнительной секцией со стрелкой «налево», – это самый простой и безопасный способ выполнения данного маневра.

При этом основной сигнал светофора имеет значение. Стрелка с основным зеленым приравнивается к знаку главная дорога, с красным – уступи. (ПДД 13.

5) Есть много мест где налево едут под основной красный и в тоже время встречные поворачивают на право.

Если водитель видит перед собой горящую зеленую стрелку «налево» с основным зеленым сигналом светофора, то он имеет преимущество перед всем остальным транспортом и пешеходами. Если же горит основной красный, то, согласно пункту 13.5 ПДД, мы уступаем всем двигающимся с других направлений.

Но это по правилам, а на дороге может быть все не так. Из-за низкой водительской грамотности большинство водителей, при проезде регулируемых перекрестков, пользуется правилом правой руки, невзирая на основные сигналы светофора.

При этом нужно внимательно наблюдать за тем, чтобы какой-нибудь лихач или задумавшийся пешеход не выскочил на дорогу на красный свет и не вовлек Вас в ДТП.

При прохождении обучения в «Профессиональной Школе Вождения» мы стараемся объяснить и рассмотреть всевозможные ситуации при проезде регулируемых и нерегулируемых перекрестков.

Поворот налево на равнозначном перекрестке

При повороте налево на пересечении равнозначных дорог водитель транспортного средства должен пропустить встречные машины, автомобили, приближающиеся справа, и пешеходов.

Если водителю на равнозначном перекрестке нужно повернуть налево, а навстречу двигается автомобиль, то не стоит выезжать на центр пересечения.

Ведь в то время, как Вы будете ждать, пока проедет встречный транспорт, справа может появиться еще одна машина, которой Вы обязаны уступить дорогу.

Поэтому инструкторы «Профессиональной Школы Вождения» в Москве рекомендуют оставаться у линии пересечения проезжих частей.

Многие водители тут же задаются вопросом: «А что делать, если к равнозначному перекрестку подъехали одновременно четыре автомобиля, и все с разных сторон?».

Такая ситуация бывает крайне редко, так как таких перекрестков становится все меньше и меньше, и расположены они только в тех местностях, в которых интенсивность движения крайне мала.

Но если и возникнет такая ситуация, то водители сами примут решение, как им разъехаться.

Или вот еще одна задача, с которой не так-то просто справиться. К перекрестку подъезжают три машины, и водителю одной из них нужно повернуть налево. Как быть в такой ситуации?

Руководствуясь ПДД, перекресток нужно проезжать следующим образом:

  • Первым на центр перекрестка выезжает малиновый автомобиль.
  • Затем движение начинает зеленое транспортное средство и проезжает сзади малинового.
  • Затем проезжает прямо желтая машина.
  • Малиновый автомобиль заканчивает начатый маневр последним.

Однако в данной ситуации возникает противоречие. Выше говорилось о том, что выезжать на центр пересечения равнозначных дорог не рекомендуется.

Поэтому именно в таких редких случаях необходимо вспомнить пункт 7.2. ПДД, в котором сказано, что водители должны быть внимательными и вежливыми друг к другу.

Поэтому при возникновении таких ситуаций лучше пропустить кого-нибудь первым по взаимной договоренности.

Как уберечь себя от создания аварийной ситуации?

При выполнении левого поворота необходимо быть особо внимательным и мысленно представлять некоторые ситуации, которые могут произойти во время маневра.

Прежде чем начать поворачивать, нужно убедиться, что пешеходы, переходящие дорогу, не помешают Вам закончить маневр.Такая ситуация часто происходит и тогда, когда Вы движетесь вслед за автомобилем, также выполняющим поворот.

Если он остановится для того, чтобы пропустить пешеходов, то Ваше транспортное средство может стать препятствием для проезда встречного транспорта.

Так же, как и его неожиданная остановка на выходе с поворота может стать для Вас неприятным сюрпризом.

Мигающий правый поворот автомобиля, который движется навстречу, не дает стопроцентной гарантии, что водитель будет поворачивать. Возможно, он включил сигнал случайно и поедет прямо.

Поэтому начинать движение нужно только после того, как встречное транспортное средство приступит к выполнению маневра.

Источник: https://pds-drive.ru/statia/55-ostorozhno-povorot-nalevo.html

Поворот налево – Уроки вождения для начинающих – Сайт для автомобилистов

Как поступить при повороте налево

Поворот налево явно сложнее поворота направо, так как в этом случае необходимо контролировать транспорт, приближающийся к перекрестку со всех четырех сторон. Давайте сразу начнем раскладывать траекторию движения на три этапа.

Первый этап

Первый этап подготовки к повороту налево заключается в выборе крайнего левого положения. И уже на этом этапе возникают некоторые сложности.

Когда дорога имеет разметку на полосы движения, а также линию, разделяющую встречные потоки, то достаточно лишь вплотную прижаться к “осевой” линии, и это будет крайним левым положением (рис. 12).

Рис. 12. Крайнее левое положение при наличии дорожной разметки

А если дорожной разметки нет? Например, дорогу только что покрыли свежим асфальтом и разметку нанести еще не успели.

В таком случае надо “пошире открыть глаза”, мысленно разделить дорогу на две равные половины и занять то положение, которое явно покажет всем остальным водителям Ваши намерения (рис. 13). Если в это время на Вашем автомобиле будут включены еще и указатели поворота налево, то всем станет понятно, что Вы собираетесь делать в дальнейшем.

Рис. 13. Крайнее левое положение на “голой” дороге

Второй этап

Траектория поворота налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает не только безопасность маневра, но и в полной мере отвечает требованиям ПДД.

Если поворот осуществляется через центр перекрестка, то получается, что Вы постоянно находитесь на своей правой стороне дороги, как до начала поворота, так и после него (рис. 14).

Рис. 14. Центр перекрестка как элемент траектории поворота налево

Приближаясь к центру перекрестка, Вам надо окончательно утвердиться в правильности выбора траектории движения относительно этого центра. А зависит траектория от… направления движения встречных машин!

Если встречный транспорт движется прямо или направо, то это никаким образом не влияет на траекторию движения Вашего автомобиля (рис. 15). Вы обязаны лишь уступить дорогу встречным машинам, для чего можно просто снизить скорость движения или полностью остановиться около воображаемого центра перекрестка. Но в любом случае следует сохранить траекторию, изображенную на рисунке 14.

Рис. 15. Где “уступить дорогу”?

А если встречная машина тоже хочет повернуть налево? К сожалению, ситуация с одновременным поворотом налево (и разворотом) в ПДД совсем не рассмотрена. Поэтому на дороге водители обычно руководствуются неписаным правилом: “При одновременном повороте налево – оставляй центр перекрестка между бортами машин”.

На больших перекрестках обычно это правый борт (рис. 16), а на маленьких – левый (рис. 17).

Получается, что центр перекрестка является той точкой, которая позволяет водителю выбрать безопасную траекторию поворота налево на любом перекрестке.

Рис. 16. Одновременный поворот налево на больших перекрестках

Рис. 17. Одновременный поворот налево на маленьких перекрестках

А как найти этот “центр” на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой “жирной кляксы”!

Поверьте, найти центр несложно. Летом на сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой “подушечки” специфической формы (рис. 18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах “чертят” черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.

Рис. 18. Центр большого перекрестка

Рис. 19. Центр маленького перекрестка

А как найти этот “центр” на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой “жирной кляксы”!

Поверьте, найти центр несложно. Летом на сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой “подушечки” специфической формы (рис. 18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах “чертят” черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.

Зимой центр перекрестка виден еще лучше, чем летом, там лежит нетронутый снег, чуть более чистый, чем вокруг. Во время дождя центр перекрестка тоже неплохо виден – он блестит.

На рисунке 18 изображен центр большого перекрестка, на котором при одновременном повороте налево водители встречных машин немного не доезжают до центра.

На небольших перекрестках, когда водители переезжают центр, образуется другая “подушечка”, по форме близкая к обычному кругу (рис. 19).

Поворот налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает безопасность маневра.

Итак, центр перекрестка мы нашли, разобрались, с какой стороны будем его объезжать, уступили при необходимости встречному транспорту, а что дальше? Дальше надо выезжать с перекрестка.

Третий этап

И опять выход из поворота сложнее, чем при повороте направо.

Приближаясь к перекрестку, желательно спланировать все три этапа поворота. Но, как Вы только что узнали, в зависимости от ситуации в конкретном случае возможна корректировка траектории движения около центра перекрестка. Выбор траектории движения на выходе из поворота тоже зависит от конкретных условий.

Если дорога, на которую Вы поворачиваете, имеет в данном направлении не более двух полос, то выход из поворота заключается лишь в выборе плавной траектории движения, заканчивающейся на одной из этих полос (рис. 20 и 21).

Рис. 20. Одна полоса движения

Рис. 21. Две полосы движения

Другое дело, если дорога имеет три и более полос движения в данном направлении. В этом случае, еще не доезжая до центра перекрестка, Вам следует заранее выбрать Вашу личную полосу и направить свой автомобиль по понятной другим водителям плавной траектории именно на эту полосу (рис. 22).

Рис. 22. Поворот налево на дорогу с тремя полосами

Выезд с перекрестка при повороте налево разрешен на любую полосу той дороги, на которую Вы поворачиваете, но при этом нельзя забывать, что движение по крайней левой полосе имеет ряд ограничений (см. п. 9.4 ПДД).

Правильный выбор полосы, еще до того как Вы на нее выедете, очень важен. Ошибка с выбором полосы движения приводит к последующим вынужденным перестроениям, что не доставляет удовольствия ни “новичкам”, ни “старичкам”.

К сожалению, в статистике дорожно-транспортных происшествий есть одно неофициальное выражение: “При повороте налево водитель срезал угол” (рис. 23).

Рис. 23. Водитель “срезал” угол

Некоторые водители из понятных только им соображений не доезжают до центра перекрестка, “срезая” большую часть пути практически по прямой линии. При этом вероятность закончить поворот у них уменьшается ровно на 50%.

Если сегодня другие водители успели увидеть такого “шустрика” и увернулись от него, то завтра водителю какого-нибудь грузовика будет лень нажимать на тормоз и он “воспитает” нарушителя (рис. 23).

Это был пример сознательного нарушения ПДД, но есть и другие водители, которые не совсем осознают, что они делают.

То, что изображено на рисунке 24 красным цветом, не придумано, это можно увидеть на реальной дороге!

Рис. 24. Классическая ошибка “новичка”

Происходят такие “чудеса” тогда, когда “новичок” в движении пытается “выждать” встречную машину.

Вместо того чтобы спокойно остановиться у центра перекрестка и там ожидать встречный транспорт, неопытный водитель, сам того не осознавая, продолжает “ползти” дальше мимо центра перекрестка.

А потом (можно смеяться или плакать) выделывает такие “кренделя”, что не каждый профессионал сможет их повторить.

Вывод будет очень простой – траекторию, выбранную в соответствии с ПДД и логикой, надо удерживать на протяжении всего маневра, независимо от возможных остановок на пути движения.

Отклонение от траектории движения, определенной спецификой конкретного места на дороге является одним из первых признаков предстоящей аварии.

вернуться к оглавлению “Уроки вождения”

Источник: https://avtoprofy.ru/driving_lessons/05.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.