Каско подала в суд

Суброгация по КАСКО: за все платит виновник

Каско подала в суд

Что бы там не говорили про тяготы автогражданки, автовладелец, оказавшись однажды виновником ДТП, испытывает «чувство глубокого удовлетворения» от наличия у себя полиса ОСАГО . Обычно водителя, причинившего вред, волнует единственный вопрос – размер нанесенного им ущерба.

Вдруг он окажется значительным, и положенных по полису ОСАГО 400 000 рублей на ремонт не хватит? Поэтому, когда выясняется, что потерпевший является счастливым обладателем страховки КАСКО (которая, конечно же, «покроет» любой ущерб), виновник облегченно вздыхает: «Повезло!»

Далее события неизбежно развиваются следующим образом. Пострадавший в аварии автовладелец, не имея к виновнику никаких претензий, обращается в свою страховую компанию и с помощью КАСКО спокойно решает все свои финансовые проблемы.

Виновник ДТП, в свою очередь, чувствует себя в полной безопасности, будучи уверенным, что разбитый из-за него автомобиль благополучно отремонтирован.

Но спустя некоторое время, может быть год или два, он внезапно получает так называемое «письмо счастья» – претензию от страховой компании потерпевшего с требованием возместить ей в порядке суброгации денежные средства, выплаченные клиенту по полису КАСКО .

Понятие «суброгация» регламентируется статьей 965 ГК РФ и означает, что страховщик после компенсации убытков автовладельцу, пострадавшему в аварии не по своей вине, имеет законное право вернуть потраченные деньги.

Денежные средства должно возместить лицо, причинившее ущерб, т.е. с виновник ДТП. Проще говоря, если в нашем примере ущерб потерпевшему составил 600 000 рублей, страховая компания выплачивает своему клиенту означенную сумму по полису КАСКО.

После этого, воспользовавшись своим правом на суброгацию, требует всю сумму с виновника ДТП. Правда, поскольку у виновника всё-таки имелась действующий полис «автогражданки», сначала последовало обращение к его страховщику. Тот возместил 400 000 рублей в рамках лимита выплаты по ОСАГО.

Но вот остальные 200 000 рублей виновнику придется компенсировать из собственных средств.

С 2011 года абсолютно все страховые компании повсеместно пользуются своим правом на суброгацию.

Поэтому любой участник дорожного движения (и водитель, и пешеход), ставший виновником ДТП, может столкнуться с необходимостью платить по счетам страховой компании.

Поэтому, нужно быть не только морально готовым к подобному развитию событий, но и примерно ориентироваться в теме. Это непременно поможет отстоять свои права и свести материальные потери к минимуму. Итак, важно понимать следующие моменты:

Прежде всего, следует знать, что срок исковой давности по суброгации составляет три года с момента ДТП.

Но при этом ни в коем случае нельзя надеяться на то, что если страховщик обратился в суд позже обозначенного срока (редко, но случается), то ему автоматически откажут в иске. Претензию страховой компании игнорировать нельзя.

Как правило, при молчании или отсутствии ответчика суд склонен удовлетворять требования страховой компании, хотя прекрасно понимает, что та нарушила сроки.

Для того чтобы страховщик получил 100-процентный отказ, необходимо заявить в суде об истечении срока исковой давности суброгации, причем сделать это до вынесения постановления.

При суброгации в КАСКО, как правило, применяется досудебный порядок разбирательства. То есть, страховщик не вызывает виновника непосредственно в суд, а для начала отправляет ему досудебную претензию, в которой предлагает возместить ущерб добровольно.

Причем делается это обычно спустя 2 – 2,5 года после происшествия, когда виновник окончательно расслабился и позабыл не только все обстоятельства, но и сам факт ДТП. Тем не менее, ему предстоит решить, насколько требуемая сумма реальна и обоснована.

Стоит ли бороться за свои права или целесообразнее попытаться, например, попросту договориться о рассрочке платежа. В этом вопросе страховщики обычно охотно идут навстречу.

Еще надо заметить, что иногда для демонстрации серьезности своих намерений бывает достаточно обратиться к юристу, который не только сумеет договориться с компанией о рассрочке, но и убедит ее «скостить» определенную сумму.

Адекватным страховщикам лишние судебные разборки со строптивыми ответчиками ни к чему, так как гораздо проще переключить свое внимание на более «перспективных» клиентов.

Нередко страховая компания, выдвигая претензию, ограничивается скромным листочком, в котором напоминает об аварии, невнятно перечисляет соответствующие статьи закона, а в заключении неожиданно резюмирует, что «задолженность перед компанией составляет энную сумму». Такое требование считается необоснованным, потому что страховщик обязан предоставить полный пакет документов, как то:

  1. Документы, которые подтверждают размер ущерба: акт осмотра ТС независимыми экспертами с полным описанием повреждений и фотографиями в оригинале, расчет стоимости ремонта или квитанции об его оплате.
  2. Документы, подтверждающие виновность в аварии: справку о ДТП, постановление об административном правонарушении или постановление суда.
  3. Документы, подтверждающие право на суброгацию: копия ПТС транспортного средства, копия полиса и квитанция об оплате, копия заявления страхователя о наступлении страхового случая.
  • Страховщик получает право на суброгацию только после выплаты компенсации потерпевшему.
  • Соответственно, размер денежной претензии к виновнику должен находиться в пределах оплаченной ранее суммы ущерба.
  • Еще один важный момент: водитель, ставший виновником ДТП при исполнении служебных обязанностей, не должен платить по суброгации, эта ответственность лежит на его работодателе.

По статистике, в каждом третьем случае обращения в порядке суброгации страховые компании так или иначе пытаются завысить требуемую с виновника сумму возмещения ущерба.

Для этого они, например, предоставляют калькуляции сомнительного происхождения, которые грамотный специалист легко оспорит в досудебном разбирательстве или непосредственно в суде. Поэтому не надо без вопросов идти на поводу у страховщика.

Если есть хоть малейшие сомнения в реальности суммы ремонта, нужно тщательно проанализировать все документы, касающиеся оценки убытка, и проверить правильность всех расчетов:

  • Соответствуют ли произведенные ремонтные работы повреждениям, указанным в справке о ДТП. Может обнаружатся ничем необоснованные повреждения?
  • Не фигурируют ли в перечне заменяемых деталей лишние запчасти?
  • Не посчитаны ли одни и те же запчасти несколько раз?
  • Соответствуют ли реальности стоимость деталей/запчастей и стоимость нормо-часа и прочее.

Случается, что надеясь на юридическую и техническую некомпетентность виновника ДТП, страховые компании, выдвигая суброгационные требования, идут на прямой подлог документов.

Так, например, пострадавший автовладелец, недовольный выплатой, проводит свою независимую экспертизу, согласно которой ущерб оценивается в разы больше.

Но страховая компания, заплатив клиенту по оценочному акту своего, «карманного», эксперта, в порядке суброгации предъявляет документы от независимой экспертизы, организованной именно клиентом.

Оказавшись однажды виновником ДТП, нельзя обольщаться, что КАСКО пострадавшей стороны избавит вас от всех расходов, потому что его страховая компания оплатит стоимость ремонта вместо вас.

Если на момент аварии у вас имелся полис ОСАГО и есть подозрение, что ущерб превысит 400 000 рублей, разумнее всего взять ситуацию под свой контроль, чтобы в дальнейшем максимально обезопасить себя от завышенных требований чересчур прытких страховщиков. Для этого надо постараться:

  • Поддерживать постоянную связь с потерпевшим.
  • Присутствовать на всех проводимых осмотрах поврежденного авто, причем лучше всего делать это вместе со своим специалистом-оценщиком. Можно сделать копию отчета эксперта и обратиться с ней к другому оценщику, чтобы в дальнейшем иметь возможность оспорить акт осмотра потерпевшего и ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.
  • По возможности контролировать процесс составления калькуляции.

Никто не застрахован от мошенников. Если вы принимаете решение добровольно возместить пострадавшей стороне убытки, нужно обязательно взять расписку о передаче денег и отсутствии претензий.

В противном случае, может оказаться, что в дальнейшем потерпевший автовладелец получит деньги по полису КАСКО от своей СК, которая, в свою очередь, выставит вам через пару лет счет в порядке суброгации.

Таким образом, придется возмещать убытки в двойном размере.

До недавнего времени гарантией не оказаться под бременем суброгации в случае виновности в ДТП являлся полис ДСАГО (добровольного страхования автогражданской ответственности), который расширял ответственность по автогражданке до 500 000 рублей и более.

Но в настоящий момент, когда ситуация с ОСАГО напряженная, практически все страховые компании приостановили продажи страховок ДСАГО. Хотя, возможно, когда-нибудь ситуация вернется в привычное русло.

Пока же, если дело дошло до суброгации, не отчаивайтесь и используйте все шансы, чтобы минимизировать сумму, затребованную страховой компанией.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_kasko/stat_subrogaciya

Как судиться по КАСКО и не проигрывать. Инструкция по применению

Каско подала в суд

28.10.2014 | 47150 просмотров

Мы уже писали о том, как судиться со страховой компанией (СК), если вас не устраивают ее действия по полису ОСАГО.

А что делать, если то же самое произошло в отношении КАСКО — добровольного страхования транспорта? Случаи, когда СК, задействуя весь свой бюрократический ресурс, снижает сумму выплаты, затягивает ее сроки или вообще отказывает в ней, увы, встречаются.

Конечно, емкость рынка КАСКО с точки зрения количества клиентов меньше, чем в ситуации с «принудительным» ОСАГО. Но нужно учитывать и то, что сейчас все реже новый автомобиль покупается за «живые» деньги. Банк же, кредитующий приобретателя на полную его стоимость, разумеется, требует застраховать покупку.

При этом если заключение договора об ОСАГО почти не имеет нюансов (что говорить, все-таки обманывают и здесь), а судебное разбирательство проходит шаблонно, то каско в обоих случаях просит едва ли не творческого подхода — от клиента и нанятого им юриста.

Изучить до..

Желаете купить в кредит автомобиль? В таком случае надо выбирать не только саму машину, но и СК, с которой будет в обязательном порядке заключен договор КАСКО, и условия по которым это произойдет (понятия «ущерб» и «хищение» лишь верхушка айсберга).

Причем делать это необходимо не в дилерском центре, когда близость покупки раздражает сознание и деньги жгут карман. В подобной обстановке большинству людей просто нереально изучить все нюансы страхования, часть из которых прописана в полисе, другая сведена в брошюрку под названием «Правила добровольного страхования транспортных средств».

Обычно мелкий шрифт, который нужно штудировать под лупой, большой объем информации и сухой юридический язык не позволяют сделать этого. А объяснять всех тонкостей вам никто не будет. Между тем, именно в этих «правилах» предлагается узнавать те условия, на которых при наступлении страхового случая придется контактировать с СК.

Законами РФ они почти никак не регламентируются — фактически это свод внутренних установок страховщика, отличающийся у разных компаний.

Шрифт в «правилах» некоторых СК будто специально такой, чтобы клиент испытывал трудности в усвоении информации

Скажем, что подразумевается под самим страховым случаем? У ряда компаний, к примеру, достаточно поверхностно прописываются различные стихийные бедствия. У других — с точностью вплоть до размера градин или скорости ураганного ветра.

Какие-то СК не считают страховым случаем повреждения картеров агрегатов или топливного бака. Иные не готовы платить за ущерб салона, нанесенный животными. Либо за точечные сколы краски при целых кузовных панелях. А у других компаний страховые случаи прописаны в общих чертах. Где-то есть такое понятия как УТС — утрата товарной стоимости. Некоторые это игнорируют.

Обращать внимание стоит на то, как будет проводиться оценка повреждений автомобиля — с учетом износа либо без него.

Итоговая страховая премия (то есть стоимость полиса каско), скорей всего, будет значительно отличаться. И на то, сколько раз за страховой период можно восстанавливать те или иные детали.

И будет ли при этом уменьшаться страховая сумма (правовым языком — лимит ответственности страховщика).

В конце концов, нельзя сбрасывать со счетов франшизу, то есть сумму, которую СК при возмещении убытков страхователя может «оставить себе». Франшиза может быть установлена в виде определенного процента от страховой суммы или быть конкретной величиной.

Также она бывает условной и безусловной. В первом случае, если стоимость ремонта меньше ее значения, выплата вообще не производится. Или производится в полном объеме, если размер ущерба больше франшизы.

Во втором случае ее сумма из размера возмещения вычитается всегда.

Само собой, спрогнозировать все вероятные повреждения невозможно. Однако представлять, от чего страхуется автомобиль, само собой, необходимо.

И тем более нужно решить вопрос об УТС, учете или неучете износа при оценке, наличии франшизы в тех или иных ее видах. Эти позиции непосредственно влияют на стоимость полиса КАСКО.

Всю информацию по ним еще до посещения дилеров или офисов СК можно найти на сайтах компаний.

Деньгами или сервисом

Что, собственно, может послужить причиной недовольства клиента своей СК? Известно, что в случае с КАСКО (а с 1 октября этого года и с ОСАГО) есть два варианта возмещения ущерба — деньгами и направлением на СТО, с которой у компании заключен договор. Но при любом раскладе в первую очередь будет оценка СК повреждений автомобиля и калькуляция стоимости ремонта.

Если по договору учитывается износ деталей автомобиля, то тут все более-менее ясно. Страховщик использует это по максимуму и выплатит минимум (конечно, при выборе клиентом возмещения деньгами).

Однако и в том случае, если амортизация деталей в документе не фигурирует, у СК есть возможность порезать итоговую сумму — например, сыграв на нормочасах, или просто приняв решение не платить какую-то часть.

Менять ли все поврежденные детали, или что-то ремонтировать — при выплате ремонтом эти вопросы остаются на усмотрение сервиса

Действия тут, как и в случае с ОСАГО. Извещение СК о том, что вы не удовлетворены размером выплаты и требуете большего, независимая экспертиза и обращение в суд. Напомним, что с лета 2012 года страховая деятельность подпадает под Закон о защите прав потребителей.

А это обязывает страховщиков уплачивать штраф в половину стоимости иска, если дело они проигрывают. В результате, не желая расставаться с лишними деньгами, СК удовлетворяют претензии еще в начале процесса, до принятия судом решения по делу. Вроде бы все просто, тем не менее, есть один нюанс.

Автомобиль полностью куплен в кредит? Тогда выгодоприобретателем (лицом, назначенным страхователем для получения страховых возмещений и заинтересованным в сохранении застрахованного имущества) выступает банк, в котором взят кредит, и средства перечисляются на его счет. Зачастую они идут на погашение этого самого кредита.

А могут ли прийти на ваш счет? И если да, то как и когда? Неприятные вопросы, однозначно ответить на которые с учетом нашей действительности довольно сложно.

У второго варианта — ремонта в сервисе страховой компании — свои особенности. С одной стороны, владелец автомобиля застрахован от потери средств на чьем-то счете, поскольку живых денег не видит — взаиморасчет происходит между СТО и СК. Но, во-первых, в случае некорректной калькуляции ему, возможно, придется доплачивать за восстановление из своих средств.

Во-вторых, процесс этого самого взаиморасчета может затянуться, ну или, точнее, не начаться. Несмотря на то, что сроки согласования законом, опять же, не прописаны, в договорах и «правилах» они значатся — 15-30 дней, в зависимости от компании. На деле лишь отдельные СК соблюдают свои же установки.

Остальные… В сервисе будут говорить о том, что в страховой не согласовали стоимость восстановления. В СК — пенять на ремонтников и далее в том же духе. Классическая схема отфутболивания. Более того, может неожиданно «потеряться» отвечающий за вас сотрудник. Либо, что еще хуже, документы. Идеальный для компании вариант — вообще забыть о том, что такой клиент существует.

Тут можно отодвинуть все условности и постараться стать надоедливым — звонить, требовать, напоминать о том, что вы существуете и вам не все равно.

Но можно подавать в суд и сразу после истечения сроков, в которые клиент должен получить направление на ремонт. Здесь могут быть варианты. Первый, классический — оценка и исковое заявление с требованием заплатить сумму.

Как альтернатива — обратиться в сторонний сервис и, получив предварительный расчет, также писать исковое. Для некоторых людей это открывает возможность восстановить машину там, где они хотят. Ведь не секрет, что подобная услуга при заключении договора КАСКО стоит дополнительных денег.

При этом сервис, имеющий договор с компанией, далеко не всегда способен обеспечить желаемое качество работ.

Наконец, третий вариант — заниматься ремонтом за свои средства и судиться, имея на руках оплаченные счета. Кстати, по тому же закону о защите прав потребителей истец вправе требовать компенсации морального вреда. И требование будет удовлетворено. Правда, размер подобного возмещения зависит от конкретного судьи.

Отказ в выплате

Этот пункт в «правилах» нужно изучить особенно тщательно, поскольку знать, в каких случаях вам откажут в компенсации, конечно, нужно. Оставим последствия ядерного взрыва, военных действий, народных волнений (уничтоженные футбольными фанатами машины СК восстанавливать откажется).

Или ситуации, когда на момент наступления страхового случая человек был под воздействием чего-либо (пьян и т. д.). Что-то здесь из разряда фантастики, но за собственные неадекватные поступки, пожалуй, даже по-человечески логично и честно нести ответственность самому.

А вот иные формулировки вызывают вопросы. Скажем, вот такая: «страховщик освобождается от возмещения убытков, возникших вследствие того, что страхователь умышленно не принял разумных и доступных ему мер, чтобы уменьшить возможные убытки».

О чем речь? Не всегда ясны выражения по поводу транспортировки автомобиля и определение мест его хранения.

Нередко в полисах КАСКО важные условия выплат — к примеру, каким образом будет осуществляться возмещение ущерба — не указаны вообще

Вместе с тем, даже если вы обнаружили в своем договоре нечто подобное, наступил страховой случай и СК отказывает в выплате, опускать руки не стоит. По некоторым позициям, несмотря на то, что они прописаны в «правилах» компаний, суд изначально будет на вашей стороне. Так, после принятия Верховным судом РФ в середине 2013 г.

постановления №20 СК отказать в выплате не вправе, если на момент наступления страхового случая за рулем был человек, не прописанный в договоре. То же касается угона машины с оставленными в ней ключами и документами или их утеря. Точнее, компания, уповая на незнание клиентом юридической базы, разумеется, вам откажет.

Однако после иска, вероятнее всего, удовлетворит требования еще до окончательного решения суда. Закон будет на стороне истца и в том случае, если речь идет о компенсации утраты товарной стоимости. Опять же, вне зависимости от того, есть этот пункт в «правилах» СК или нет.

При любых обстоятельствах стоит найти юриста и проконсультироваться — можно ли в данной ситуации что-то получить со страховой.

Проблемы с КАСКО и без КАСКО

Встречается и такое. Называется суброгацией, или правом страховщика, компенсировавшего своему клиенту убыток, требовать эту сумму с лица, причинившего ущерб. В подавляющем большинстве случаев — с СК, в которой по ОСАГО застрахован виновник ДТП. Но здесь есть нюанс. К примеру, по КАСКО жертва аварии получила 300 тыс. руб.

А по закону об ОСАГО его страховая может затребовать со своих коллег только 120 тысяч. Оставшуюся сумму станет взыскивать с виновника ДТП. С 1 октября этого года лимит выплат по «автогражданке» увеличится до 400 тыс. руб., но только для тех застраховавшихся, которые приобрели полис уже на новых условиях.

Что делать всем остальным, имеющим только «120-тысячную гарантию своей финансовой неприкосновенности»? Либо тем, кто нанес ущерба более чем на четыре сотни?

Не будем вдаваться в подробности. В конце концов, это работа адвокатов. Скажем лишь, что существенным моментом является вина лица в ДТП.

Иными словами, если грамотно обжаловать постановление ГАИ, через определенный срок суд просто не установит в ДТП виновных. И вряд ли это решение будет оспариваться СК.

При этом ваш оппонент по аварии получит свое по КАСКО, его страховая возьмет с вашей положенный максимум, а вы останетесь с разбитой машиной, но при деньгах.

Этой статьей мы ни в коем случае не собираемся демонизировать институт добровольного страхования или отговаривать тех, кто решил таким образом обезопасить свою колесную собственность.

Хотя если раньше по КАСКО автовладелец был куда более защищен, чем по ОСАГО, то с принятием нового лимита выплат по автогражданской ответственности преимущество иногда сводится к нулю. Впрочем, выбора — страховать добровольно или нет — порой вовсе не существует.

И все-таки жаль, что этот рынок регулируется государством довольно условно.

И, тем не менее, КАСКО — не ОСАГО, где все однозначно и каждый последующий шаг оппонента известен.

Несмотря на то, что играть приходится по неутвержденным законом внутренним правилам СК, под ними стоит подпись клиента, который с этим согласился.

Тут уже вопрос в трактовке различных формулировок, в выяснении всех подробностей наступления страхового случая. Каждое дело оригинально, каждое начинаешь с чистого листа.

P.S. У Drom.ru есть некоторый опыт общения со страховыми компаниями по КАСКО — все «блогомашины» страхуются. Давайте пройдемся по конкретным случаям.

Mazda6 и ДТП с мотоциклом. Вот, что бывает, когда полис КАСКО покупается без каких-либо ограничений. Единственное, что здесь напрягает — это потенциальный отказ в покраске элемента с переходом. Ведь окраска соседних кузовных панелей при относительно серьезных ремонтах обычное дело. При покупке полиса этот нюанс нужно уточнять.

Гранта Спорт против Infiniti FX37. Классическая ситуация: невысокая цена за полис, неизученные «Правила» и единственный сервис на весь многомиллионный город, с которым у СК есть договоренность. Сильно затянутое время согласования стоимости ремонта, из-за чего можно было смело подавать в суд.

Северное ДТП Гранты и лошади. Здесь небольшая стоимость и ограничения. В данном случае повезло, что ДТП «позволило» уложиться в условия СК и страховая полностью оплатила стоимость восстановления.

Разбитый VW Polo. Скрупулезное изучение полиса КАСКО и «Правил страхования» поможет избежать подобных казусов. И, тем не менее, ситуация с дромовским Polo более чем наглядно демонстрирует, как СК может «футболить» клиента. Экспертиза проведена, а ответа от страховой нет. Что делать? Делать собственную экспертизу и уверенно обращаться в суд. Сейчас он целиком и полностью на стороне истца.

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/30308.html

Что делать, если страховая подает в суд на виновника ДТП?

Каско подала в суд

Ситуация, когда страховая компания подает в суд на виновника ДТП с целью взыскания материального ущерба по выплаченной пострадавшей стороне компенсации с каждым годом встречается все чаще.

Если раньше подобным грешили достаточно малоизвестные организации, имеющие тесную связь с коллекторскими агентствами, то сегодня получить иск по суброгации или регрессу можно практически от любой СК.

В последнее время наблюдается повышенная активность со стороны страховой компании «Согласие», которая пытается компенсировать свои потери по договорам КАСКО или ОСАГО путем подачи судебных исков в адрес виновников аварии.

Прослеживается тенденция: если ДТП было совершено в 2015 или 2016 году (вот-вот истечет срок давности), а сумма выплаченного материального ущерба превышает 100-120 тысяч рублей, можно ожидать скорой повестки из суда.

Этому есть много объяснений: нестабильная экономическая обстановка в стране, резко возросшее количество транспортных средств, конкуренция на рынке, ужесточение законодательства в сфере деятельности страховых компаний. Чтобы хоть как-то сохранять активы и не стать банкротом, они вынуждены прибегать к суброгационным и регрессным искам. Что делать, если страховая компания подала в суд на виновника ДТП, в чем разница между регрессом и суброгацией, реально ли снизить размер выплат по судебному иску и как защитить свои имущественные права? Ответы на эти и смежные вопросы дают профессиональные юристы в сфере страхового законодательства и гражданского права.

Что такое суброгация и регресс?

Прежде чем выработать тактику: что делать, когда страховая подала в суд, давайте подробно разберем основные различия между типами заявленных исков.

Понятие суброгации прописано в статье 965 Гражданского кодекса, согласно которой страховая компания имеет право требовать от виновников дорожно-транспортных происшествий компенсацию средств, выплаченных клиентам согласно договорам КАСКО или ОСАГО.

Важно помнить, что по суброгационному иску размер взыскиваемого ущерба не может превышать суммы, которая была выплачена клиенту по страховому договору. Фактически суброгация – это переход права требовать компенсацию за причиненный материальный ущерб от страховой компании к виновнику ДТП.

Поскольку размер заявленной в иске компенсации не может превышать фактических выплат страховой компании, на практике встречаются случаи, когда виновнику предъявляются сразу 2 иска.

Один со стороны страховой, которая таким образом покрывает свои финансовые потери, а второй – со стороны пострадавшего, которому не хватило полученной компенсации для ремонта транспортного средства. По закону он может взыскать недостающую сумму с виновника.

У суброгации есть одно ключевое отличие от регресса, которое связано с трактовкой исковой давности. Срок исковой давности по суброгации начинает отсчитываться с момента дорожно-транспортного происшествия. Что же касается регрессного иска, то срок исковой давности по нему начинает отсчитываться с момента совершения выплат со стороны страховой компании.

Определение регресса вытекает из текста Федерального закона РФ № 40 в редакции 2002 года. Именно в этом нормативном акте установлена возможность регресса при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Регрессный иск оставляет за страховой компанией право заявить компенсацию материального ущерба в адрес виновника ДТП. Основа регресса – это замена ответственной стороны, которая и должна выплачивать компенсацию за причиненный вред. Это очень важный момент, в котором и заключается сущность подаваемых исковых заявлений.

Право на регресс страховая компания получает лишь после того, если она компенсировала причиненный виновником ДТП вред в полном размере. Например, клиент застраховал автомобиль на 100 000 рублей, столько же и получил согласно полису КАСКО, но реальный размер ущерба согласно данным технической экспертизы составляет 250 тысяч.

В таком случае регрессный иск со стороны страховой компании к виновнику невозможен.

Существует еще нескольких обязательных требований, значительно ограничивающих возможности и права СК в области регресса:

  • Виновник дорожно-транспортного происшествия имел умысел на причинение вреда жизни, здоровью и имуществу клиента страховой компании. Логично предположить, что наличие такового умысла еще нужно постараться доказать.
  • Виновник ДТП осуществлял управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • Лицо, которое согласно расследованию ГИБДД, было признано виновником аварии, не имело права управления транспортным средством данной категории;
  • Виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии;

Если за рулем автомобиля находилось другое лицо, гражданская автогражданская ответственность которого не застрахована по полису ОСАГО, право подать регрессный иск в суд также не возникает.

Как правильно действовать, когда страховая компания подала иск на возмещение материального ущерба?

Несмотря на то, что подобная ситуация является стрессовой для человека, который и так поучаствовал в аварии, необходимо сохранять спокойствие и рассудительность. Не совершайте поспешных действий и ни в коем случае не спешите идти на мировое соглашение.

Для начала необходимо обратиться за консультацией к компетентному автомобильному юристу. Если после оценки ситуации он аргументирует, что выплачивать компенсацию добровольно до суда – единственно верный вариант, это всегда можно сделать.

А до этого предпримите следующие действия:

  • Отправьте письменный запрос в суд, в который представители страховой компании отправили исковое заявление, и запросите копии материалов по делу. Лишь после анализа материалов дела опытным юристом можно определить, чего конкретно добивается страховая компания, есть ли у нее для этого достаточная доказательная база и правомерны ли вообще требования по компенсации выплаченного ущерба.
  • Сверьте копии документов, предоставленные страховой компанией для суда, и те материалы о ДТП, которые имеются у вас. Если при подробном сравнении обнаружатся даже мелкие несоответствия, квалифицированный адвокат легко вывернет ситуацию в вашу пользу и добьется отказа в удовлетворении иска.
  • Проверьте, не истек ли срок давности для предъявления требований по регрессу.
  • Свяжитесь с пострадавшей стороной и уточните, соответствует ли заявленный в исковом заявлении размер страховых выплат реальной компенсации. Напоминаем, что размер заявленных исковых требований не может превышать сумму, которая была реально выплачена потерпевшему в ДТП.
  • Проверьте достоверность приложенных документов на предмет мошеннических действий со стороны страховой компании. Особенно внимательно нужно относиться к результатам автотехнической экспертизы. Для гарантии воспользуйтесь помощью независимого эксперта.

Что же касается мошенничества со стороны истца, то приведем классический пример, который до сих пор встречается в юридической практике. По документам, которые были выданы органами ГИБДД пострадавшему и виновнику в аварии, пострадала левая сторона автомобиля.

В документах, представленных страховой компанией в суд, приводится перечень работ по ремонту и замене агрегатов, которые конструктивно располагаются с правой стороны автомобиля данной марки. Налицо введения суда в заблуждение.

Опытный адвокат не только добьется отказа по подобному иску, но и попробует компенсировать причиненный вам моральный вред.

Реально ли снизить размер заявленного материального ущерба?

Судебная практика показывает, что при грамотно выстроенной стратегии и глубоком анализе ситуации сократить размер обязательств вполне реально. Первый шаг на пути к успеху – доказать несоответствие между заявленной в иске компенсацией материального вреда и реальными страховыми выплатами.

Помните, что вся коммуникация с судебными органами и иными инстанциями должна вестись только в письменной форме. Это поможет в будущем подтвердить, что вы действительно обращались в соответствующие организации. К составлению текста обращений также следует подходить крайне внимательно и обдуманно. Оптимальный вариант – доверить представление ваших интересов юристу.

Составьте нотариально заверенную доверенность, по которой адвокат от вашего имени будет отправлять необходимые запросы.

Что же касается проверки срока исковой давности, то практика показывает: если исковое заявление касается выплат, произведенным по полисам ОСАГО, то сроки обычно контролируются и соблюдаются.

Стоит проверить другой момент: если речь идет о крупном дорожно-транспортном происшествии с большим количеством пострадавших, то не у всех участников ДТП могут оказаться действительные полисы обязательного страхования.

Нередки случае, когда кто-то использовал фальсифицированный или просроченный полис, выплаты по которому не производились либо производились незаконно. А теперь страховая компания пытается компенсировать свои убытки за счет виновника аварии.

При обращении в суд со встречным заявлением об уменьшении заявленного ущерба нужно подготовить следующий пакет документов:

  • Заключение от независимой экспертной организации;
  • Постановление от органов ГИБДД, согласно которому данный гражданин признан виновником ДТП;
  • Документальное подтверждение суброгации или регресса.

Если приложенное извещение о ДТП или иные документы от ГИБДД содержат информацию, подтверждающую обоюдную вину сторон, то этот факт суд обязательно учтет при рассмотрении иска.

Если вина каждого из водителей подтверждена документально, регрессный иск в полном объеме не может быть удовлетворен. Необходимо изучить степень вины каждого из участников, что позволяет суду пропорционально уменьшить размер материального ущерба.

Это не единственный вариант защитить свои права и снизить финансовую нагрузку по иску:

  • В случае удовлетворения искового заявления виновник аварии может подать ходатайство о рассрочке платежей. Суд должен принять это во внимание и установить адекватный график выплат с учетом доходов и материального положения ответчика.
  • В некоторых ситуациях возможна отсрочка первого платежа на пару месяцев.
  • Если вы не можете компенсировать заявленный ущерб в установленный срок, документы направляются в службу судебных приставов. Принудительное удержание из заработка ответчика не может превышать 50 % от его ежемесячного дохода.

Обращение за помощью к опытным адвокатам нашей компании поможет вам отклонить поданное исковое заявление, признав его ничтожным по причине нарушений или истечения срока давности.

Даже если суд удовлетворит требования истца, можно постараться снизить размер выплат. В крайнем случае юрист может порекомендовать заключить мировое соглашение со страховой и не доводить дело до суда.

Он возьмет на себя коммуникацию с представителями СК и поможет существенно уменьшить размер компенсации.

Оригинал статьи размещен здесь: https://la-advokat.ru/blog/strahovaja-podaet-v-sud-na-vinovnika-dtp/

____________________________________

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5db9a4e7fc69ab00acbae773/chto-delat-esli-strahovaia-podaet-v-sud-na-vinovnika-dtp-5df099313f548700aec68190

После ДТП страховая подала на меня в суд, что делать?

Каско подала в суд

Присылайте документы по Вашему судебному делу на нашу электронную почту, и мы подробно расскажем о перспективах судебного дела в случаях, когда страховая компания подала на Вас в суд).

Если Ваш вопрос касается Европротокола, то жмите сюда.

Примерно 30-40% звонков, поступающих к нам, начинаются со слов: «2-3 года назад (более трех лет назад), я был виновником ДТП, у потерпевшего было КАСКО и он отремонтировал свой автомобиль в страховой компании «N». Теперь эта «N» страховая компания подала на меня в суд о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, в порядке суброгации (и это не ругательное слово)».

Понятие суброгации

Суброгация (лат. subrogatio — замена) — переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требовать компенсацию с лица, ответственного за ущерб, причиненный страхователю в пределах возмещенного.

То есть, страховая компания «N» имеет право требовать с Вас компенсацию, что не накладывает на Вас обязанность платить все, что страховщики просят в своем иске.

Как долго ждать претензию или иск?

Срок исковой давности по таким делам равен трем годам и страховые компании стараются к окончанию этого срока подавать иски на ничего не подозревающих автолюбителей, с расчетом на Вашу забывчивость и беспечность.

Вы вспоминаете, что действительно, было дело, на осмотр поврежденного авто Вас никто не приглашал, а откуда взялась львиная доля повреждений, и, как следствие, сумма исковых требований, Вы представления не имеете. Тут же Вы начинаете себя корить, что не позаботились о расширении лимита по ОСАГО, прикидывать в течение какого срока у Вас получится возместить указанную сумму и каким образом…

Тут стоит остановиться.

Будьте бдительны и внимательны!

В 90% случаев иск по суброгации подаёт страховое коллекторское агентство.  Чаще всего это “Центр долгового управления” (ЦДУ), “Бизнес коллекшн групп”, ООО “Реновацио”, ЦАП “Ваше право”.

Во-первых, обратите внимание на дату подачи искового заявления. Она не должна превышать трех лет со дня, случившегося по Вашей вине ДТП.

В связи с тем, что дел таких много, то  страховые коллекторы иногда не успевают подать иск в срок, поэтому, хоть и редко, но у Вас есть шанс выиграть дело по суброгации вообще без юристов.

При просрочке исковой давности вы можете просто подать заявление о применении срока исковой давности.

Во-вторых, вспомните обстоятельства ДТП. Не всегда нарушение Вами пункта ПДД равно виновности в причинении ущерба.

А в-третьих, также, как страховая компания хочет обмануть Вас, точно также она завышает сумму ущерба, которую требует с Вас в порядке суброгации.

Как вести себя в подобной ситуации?

В любом случае отстаивать свои права в суде или в досудебном порядке Вам придется. Нужно будет пройти от начала и до конца все судебные заседания самому или, выдав доверенность юристу, иначе из-за Вашей неявки будет вынесено заочное решение, согласно которому будут удовлетворены полностью требования страховой компании «N», какими бы необоснованными они ни были.

ПРИМЕР УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ О СУБРОГАЦИИ

“Подводные камни” этой процедуры

В суде по суброгации Вы имеете право:

Главное в этом «бою» – владеть законодательной базой, так как именно по Вашему незнанию законов иски такого рода удовлетворяются в пользу страховой компании, что накладывает на Вас обязанность выплачивать в копилку страховой компании невероятно завышенные суммы.

Что дальше?

  1. Вам нужно ознакомиться с экспертизой или ремонтными документами, на основании которых рассчитана цена иска. 
  2. Понять насколько перечень повреждений соответствует действительным повреждениям автомобиля.

Иногда очевидно, что перечисленные в экспертном заключении повреждения по Вашей вине просто не могли быть образованы, например, в том случае, когда Вы совершили столкновение с потерпевшим, въехав ему в задний бампер справа, а в экспертизе фигурирует передняя левая фара.

Бывает, сумма ущерба завышена так, что намного превышает стоимость автомобиля, а бывает, что после ДТП страховая компания требует взыскать с виновника стоимость ущерба без учета эксплуатационного износа деталей – неправильно.

Внимание!

Так же стоит помнить о существовании годных остатков, которые в натуре (и это не блатной жаргон), либо в денежной форме, Вы имеете право требовать на основании закона.

Ознакомившись с этими документами, Вы можете прийти к выводу, что необходимо ходатайствовать о проведении судебной экспертизы. Правда придется ее оплатить, но в некоторых случаях законодательством предусмотрено освобождение от оплаты, уменьшение размеров оплаты, рассрочка.

Судебная экспертиза, как правило, проясняет ситуацию, но и среди экспертов случаются малообразованные специалисты. В том случае, если именно такой встретился на Вашем пути, представив суду необоснованное заключение, не нужно опускать руки, нужно бороться и отстаивать свои права.

Примеры из реальной жизни

В нашей практике были случаи, когда суд при вынесении решения не учитывал результаты и судебной экспертизы, если она реально не соответствует указанным выше параметрам. Главное – грамотно и обоснованно написанный отзыв (рецензия) на заключение эксперта.

Судебные разбирательства по суброгации в большинстве своем имеют массу тонкостей и нюансов, могут обернуться неожиданными открытиями, как для Вас, так и для страховой компании.

Поэтому рекомендуем не заниматься самодеятельностью, а обратиться к компетентным специалистам (хотя бы за бесплатной консультацией), которые «собаку съели» на такого рода делах и будут «отстаивать права и интересы заказчика, реализовывать мероприятия, с той оперативностью и степенью заботливости, разумности и добросовестности, как если бы они отстаивали свои собственные права и интересы» (цитата из п.3.1.3. нашего договора на оказание юридических услуг).

Кто возместит мои затраты?

В случае если дело будет рассмотрено в Вашу пользу, расходы на юридические услуги, согласно статье 100 ГПК РФ, будут возмещены Вам пропорционально либо в разумных пределах.

В том случае, если по независящим от Вас обстоятельствам решение судом первой инстанции уже вынесено и вынесено не в Вашу пользу, не отчаивайтесь, всякое незаконно вынесенное решение можно обжаловать в суд вышестоящей инстанции.

Уникально предложение для тех, на кого подала в суд страховая компания.

Наш опыт показывает, что в случае, когда на виновника ДТП подает страховая компания пострадавшего, где была застрахована его машина по КАСКО (суброгация), весь судебный процесс ограничивается в среднем максимум тремя заседаниями. В связи с этим мы решили оптимизировать стоимость затрат на юристов по таким категориям дел.

Мы поможем!

Вне зависимости от размера ущерба, который с Вас требуют в суде, за нашу работу Вы заплатите всего 6000 рублей за выезд в суд по г. Москве (область 7000 рублей).

В стоимость входят:

  • представление интересов в суде;
  • составление заявлений, ходатайств, возражений на заседание;
  • анализ документов;
  • консультация юриста.

Предложение постоянное.

Образец ответа на претензию страховой (скачать).

Источник: https://xn--80aagwcmqkqjjc5b8c.xn--p1ai/stati/35-posle-dtp-strahovaja-podala-na-menja-v-sud-chto-delat

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.