Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств

Экспертные исследования следов транспортных средств

Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 17Следующая ⇒

Этот ви­д трасологической экспертизы подразумевает исследования следов, оставляемых транспортными средствами. При этом решается весьма широкий круг экспертных задач, к которым относятся диагностические, идентификационные, класси­фикационные, а в некоторых случаях реконструкционные.

К категории диагностических задач относится установление места столкновения (наезда), определение взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения, направления их движения при столкновении, перемещения транспортных средств после столкновения, взаимного положения транспортного средства и пешехода в момент наезда (переезда) и т.п.

В настоящем разделе рассматривается пример решения идентификационной задачи – отождествление следообразующих элементов транспортных средств по оставленным ими следам. К таким элементам в первую очередь относятся следообразующие поверхности рельефного рисунка колесных шин, другие выступающие элементы ходовой части.

В то же время вопросы, представляемые на разрешение эксперта, могут быть как диагностического, так и идентификационного характера.

Наиболее часто встречающиеся вопросы диагностического характера могут иметь следующую редакцию:

1. В каком направлении двигалось транспортное средство ?

2. Каким видом автотранспорта (грузовым, пассажирским) могли быть оставлены следы, обнаруженные на месте происшествия?

3. Какой моделью шины был оставлен представленный на исследование след протектора?

4. На какие модели транспортных средств могут устанавливаться шины данной модификации?

5. Возможно ли по следам разворота транспортного средства, обнаруженным на месте происшествия, определить его базу?

Идентификационные вопросы имеют весьма разнообразные формулировки и касаются установления тождества транспортного средства или его отдельной части по следам. Например:

1. Не оставлен ли след, представленный на исследование, правым передним колесом автомобиля ВАЗ 2106?

2. Не оставлен ли след, обнаруженный на одежде потерпевшего, бампером автомобиля ГАЗ – 2410?

Оформление результатов идентификационного исследования выполняется в соответствии с общепринятыми требованиями.

Иллюстративный материал представляется в виде фототаблицы, в которой на фото 1 показывается общий вид объектов, поступивших на исследование, на фото 2 выносится изображение исследуемого следа или его копии, изъятой с места происшествия.

Сравнительная стадия иллюстрируется фото 3 и 4, на которых производится сопоставление или совмещение совпадающих и различающихся признаков. При сопоставлении обязательно приводятся контрольные фотоснимки.

Образец 12. Экспертиза следов транспортных средств

На экспертизу представлены:

1. Лист бумаги со следом, изъятый с места происшествия.

2. Шина правого переднего колеса автомобиля ВАЗ-2106 .

Перед экспертом поставлены вопросы:

1. Пригоден ли след, изъятый с места происшествия, для иден­тификации?

2. Если да, то не оставлен ли след протектором шины представленной на исследование?

ИССЛЕДОВАНИЕ

Лист бумаги со следом поступил на исследование упакованным в конверт из бумаги светло-коричневого цвета с размерами сторон … х … мм. Клапан конверта заклеен и опечатан оттиском круглой печати “Для пакетов ……… РОВД города …………”. Целостность упа­ковки и печати не нарушена. Шина правого переднего ко­леса автомобиля ВАЗ-2106 поступила на исследование без упаковки.

К шине на шпагате прик­реплена бирка, на которой красителем синего цвета выполнен рукописный текст, указывающий, где была изъята шина, а также имеются подписи понятых, следователя, специалиста и оттиск круглой печати “Для пакетов ……… РОВД города ………….” Количество, состояние и внешний вид объектов соответствует описанию в постановлении следователя о назначении экспертизы.

Поступивший на исследование лист бумаги белого цвета прямоуголь­ной формы с размерами сторон … х … мм (фото 1) имеет с одной сторо­ны след наслоения вещества черного цвета, по форме близкий к прямоугольной с размерами: наибольшая длина … мм, наибольшая ширина … мм. В следе отобразился рельефный рисунок, состоя­щий из окрашенных и пробельных участков.

Центральная часть следа представляет собой три окрашенные ломаные линии шириной от … мм до … мм, участки которых расположены параллельно друг другу, длина сторон ломаной линии от … до … мм. Углы при вершинах ло­маной линии составляют … градусов. Данные ломаные линии разделе­ны пробельными ломаными линиями шириной от … мм до … мм.

Общая ширина центральной части следа составляет … мм. Слева и справа от центральной части следа имеются окрашенные участки в виде шестиугольников с размером сторон от … мм до … мм, соеди­ненные между собой пробельными ломаными линиями шириной от … мм до … мм. На всех окрашенных элементах следа имеются упорядочен­ные пробельные ломаные линии размерами длиной от …

мм до … мм и шириной от … мм до … мм.

Судя по форме, размерам и рисунку, отобразившихся в следе, можно сделать вывод, что след, поступивший на исследование, остав­лен участком протектора беговой дорожки шины и пригоден для груп­повой идентификации.

При сравнении следа со справочными данными (указать источники) установлено, что след оставлен шиной модели …, предназначенной для эксплуатации на следующих модификациях автомобилей …, …, … .

При визуальном исследовании следа, а также с помощью увели­чительных приборов установлено, что в нем отобразились пробель­ные и окрашенные участки, различные по форме и размерам, располо­жению и взаиморасположению, которые могут быть объяснены как на­личием признаков, индивидуализирующих протектор беговой дорожки шины, оставившей след, так и процессом следообразования.

Шина, поступившая на исследование, изготовлена из материала черного цвета и имеет следующие размеры: наружный диаметр … мм, внутренний (посадочный) диаметр … мм, ширина поперечного сечения (профиля) … мм, высота поперечного сечения (профиля) … мм. На боковой поверхности шин имеются маркировочные обозначения: … (фото 2).

Рисунок протектора беговой дорожки шины состоит из выступаю­щих элементов, которые в центральной части представляют собой ломаные линии шириной от … мм до … мм, распо­ложенные параллельно друг другу вдоль осевой линии беговой дорож­ки, длина сторон ломаной линии от … мм до … мм, углы при верши­не ломаных линий составляют … градусов.

Данные ломаные линии разделены углублениями в виде ломаных линий шириной от … мм до … мм. Слева и справа от центральной части беговой дорожки имеются выступающие элементы (грунтозацепы) в виде шестиугольников с размером сторон от … мм до … мм, соединенных между со­бой у основания.

Данные шестиугольники разделены между собой уг­лублениями в виде ломаных линий шириной от … мм до … мм. На всех выступающих элементах беговой дорожки имеются упорядоченные уг­лубления в виде ломаных линий с наибольшей шириной … мм, длиной от … мм до … мм.

При сравнении рисунка протектора бе­говой дорожки шины со справочными данными (указать источники), установлено, что шина модификации … предназначена для эксплуатации на автомобилях следующих моделей: …, …, … .

При исследовании протектора беговой дорожки шины установле­но, что на ней имеются потертости, отсутствие отдельных элементов рисунка протектора, вырывы, порезы различной формы и размеров. Это свидетельствует о том, что шина находилась в эксплуатации.

Для проверки устойчивости отображения признаков и получения образцов для сравнительного исследования проводился экспертный эксперимент, в ходе которого шина монтировалась на диск и устанавливалась на переднюю ось автомобиля ВАЗ 2106. На протектор беговой дорожки шины тонким слоем наносилась типографская краска.

Давление внутри шины соответствовало рекомендуемому техническими условиями эксплуатации. После чего в процессе движения автомобиля колесо про­катывалсь по поверхности белой бумаги размерами … х … мм, уложенной на ровной асфальтированной дороге.

В результате были получены по­верхностные оттиски, в которых полно и четко отобразился рисунок протектора беговой дорожки шины и его особенности.

При сравнении следа, изъятого с места происшествия, с полученными экспери­ментальными оттисками протектора беговой дорожки методом сопос­тавления установлено их совпадение по следующим общим признакам: форме и размерам элементов рисунка беговой дорожки шин, а также частным признакам (фото 3, 4):

– пробелу, по форме близкому к прямоугольной, с размерами: наибольшая длина … мм, наибольшая ширина … мм, расположенному в … мм от правого края листа бумаги и в …мм от верхнего края листа бумаги (отм. 1);

– пробелу треугольной формы с размерами сторон … мм, рас­положенному в … мм от правого края листа бумаги и в … мм от верхнего края листа бумаги (отм. 2);

– пробелу, по форме близкому к прямоугольной, с размерами: на­ибольшая длина … мм, наибольшая ширина … мм, расположенному в … мм от левого края листа бумаги и в … мм от нижнего края листа бумаги (отм. 3);

– пробелу линейной формы с размерами: длина … мм, ширина … мм, расположенному в … мм от нижнего края листа бумаги (отм. 4).

Выявленные совпадающие признаки устойчивы, в своей сово­купности существенны, индивидуальны и достаточны для категорического положительного вывода о том, что след протектора беговой дорожки шины изъятый с места происшествия, оставлен участком протектора беговой дорожки шины представленной на исследование.

В процессе исследования применялись: линейка измерительная, штангенциркуль, транспортир; использовались: валик дактилоскопический, типографская краска, листы бумаги, фотоустановка “Ула­рус”, фотоаппарат “Зенит-122”, фотопленка ФН-64, фотоувеличитель “УПА-5М”, фотобумага.

ВЫВОДЫ:

1. След протектора беговой дорожки шины, изъятый с места происшествия, пригоден для идентификации.

2. След протектора беговой дорожки шины, изъятый с места про­исшествия, оставлен участком протектора беговой дорожки шины, представленной на исследование.

К настоящему заключению прилагается фототаблица на двух лис­тах со следующими фотоснимками: фото 1. Общий вид листа бумаги с поверхностным следом, изъятым с места происшествия; фото 2.

Общий вид шины, правого переднего колеса авто­мобиля ВАЗ – 2106, представленной на исследование; фото 3. Изображение поверхностного следа протектора шины, изъятого с места происшествия; фото 4.

Изображение экспериментального поверхностного следа беговой до­рожки шины правого переднего колеса автомобиля ВАЗ – 2106, представленной на исследование; фото 5 и 6 Контрольные фотоснимки.

Примечание: на фото 4 и 5 красителем красного цвета указаны совпадающие признаки.

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Date: 2015-11-13; view: 3352; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/9-7812.html

Судебная транспортно-трасологическая экспертиза после ДТП

Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств

Транспортно-трасологическая экспертиза-это исследование совокупности всех следов и признаков, оставленных на месте дорожно-транспортного происшествия и автомобилях.

При любом дорожно-транспортном происшествии остается огромное количество следов. Автомобиль, который двигался в своей полосе, оставляет на дороге следы скольжения или торможения, движения юзом и пр.

В момент столкновения 2 и более автомобилей на кузове остаются многочисленные следы вмятин, сколы и задиры, порывы металла или простые обыкновенные царапины.

Каждый из таких следов по отдельности могут и не раскрывать всех особенностей сложившейся ситуации.

Тем не менее, при правильном изучении подобных признаков можно получить важную и ценную информацию, раскрывающую все особенности складывающейся ситуации на каждом отдельном этапе.

А если исследовать всю совокупность таких следов, то можно получить полноценное и точное представление о том, как развивался механизм дорожно-транспортного происшествия.

Назначение транспортно-трасологической экспертизы

Независимая транспортно-трасологическая экспертиза автодорожного происшествия может назначаться в том случае, если невозможно точно определить виновное лицо.

Нередко к услугам специалистов прибегает один из участников ДТП, несогласный с выводами компетентных органов.

Также транспортная трасология может быть проведена для идентификационного сравнения представленных образцов с иными следами происшествия.

Квалифицированная транспортно-трасологическая экспертиза, проведенная профессионалами с использованием передовых методов, современных технологий и высокоточного оборудования, позволяет максимально точно определить механизм, в соответствии с которым развивалась нештатная ситуация на дороге и само ДТП.

Вопросы трасологической независимой экспертизы

Каждый участник дорожного автотранспортного происшествия должен понимать, что объектами проведения транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП являются исключительно следы. А к таковым относятся зафиксированные установленным порядком отражения, касающиеся отдельных предметов, транспортных средств, а также людей – участников и очевидцев дорожного происшествия.

Если нет никаких следов, то и о трасологии речи быть не может. Но в случае аккуратной, тщательной, проведенной с учетом всех предъявляемых требований фиксации таких следов, трасологическая экспертиза авто средств позволяет исследовать достаточно широкий круг вопросов.

Экспертиза транспортных средств позволяет решать вопросы, которые, в соответствии с целями и задачами, позволяет решать три категории вопросов.

1 категория – для определения групповой принадлежности следов на ТС. Трасологическая экспертиза следов помогает получить ответы на следующие вопросы:

  • какое транспортное средство оставило следы на транспортном средстве в месте происшествия;
  • марка автошин, информация о производителе средства передвижения;
  • возможно ли столкновение авто с оставлением соответствующих следов (их формы, размеров и пр.).

2 категория трасологической экспертизы позволяет сформировать цельную картину происшествия по элементам:

  • принадлежность тех или иных деталей транспортных средств, обнаруженных на месте ДТП, к транспортным средствам, предположительно являющимся участниками трасологической экспертизы происшествия;
  • сверка частей и деталей (следов краски, частиц битого стекла), обнаруженных на месте ДТП с проверяемым на причастность к происшествию транспортным средством.

3 категория трасологической экспертизы дает возможность установить конкретного участника дорожного происшествия, его автомобильного средства:

  • соответствуют ли обнаруженные на месте столкновения следы конкретному транспортному средству;
  • было ли на месте автодорожного происшествия несколько автомобилей и иных средств передвижения и наличие следов от них, подтверждающих непосредственное участие в трассологической экспертизе;
  • трасологическая экспертиза следов транспортных средств, являющихся предполагаемыми участниками (виновниками) столкновения.

Задачи трасологической экспертизы следов транспортных средств

Профессиональная трасологическая экспертиза транспортных средств дает возможность получить важные ответы на разные вопросы за счет исследования следов, которые оставило то или иное средство. Все эти вопросы направлены на выяснение определенных обстоятельств, а также:

  • определение точной даты, времени аварии, места и состава участников;
  • в каком месте произошло столкновение авто средств, трасологическая экспертиза по следу;
  • действительно ли место и следы, указанные в предоставленных инспекторами документах, соответствует тому, где произошла авария транспортных средств;
  • если произошел наезд на пешехода, экспертиза устанавливает максимально точно место, след транспортного происшествия;
  • при столкновении нескольких транспортных средств трасологическая экспертиза фиксирует последовательность событий;
  • трасологическая экспертиза определяет углы, под которыми происходило столкновение авто средств.

Транспортно трасологическая экспертиза, профессиональное и независимое исследование назначается практически всегда, когда речь идет о таком распространенном в наше время явлении в отношении транспортных средств, как «автоподставы».

Как проводится трасологическая экспертиза после ДТП

Транспортно-трасологическая экспертиза назначается и проводится практически на любой стадии производства по делу.

Трасологическую экспертную оценку зачастую назначают страховые компании, чтобы максимально точно произвести выплаты пострадавшим застрахованным автовладельцам за их поврежденные транспортные средства.

Самым оптимальным временем для проведения экспертизы транспортных средств, является период досудебной проверки, дознания.

Почему стоит обратиться за трасологической экспертизой к нам

Наша специализированная компания способна решить с помощью транспортно трасологической экспертиза вопросы, которые являются спорными. У нас работают опытные эксперты и оценщики, стаж работы которых составляет не менее 5 лет.

Проведение транспортной трасологической экспертизы – это первый, но очень важный и ответственный этап, позволяющий более эффективно отстаивать законные интересы автовладельца.

К нам могут обращаться как лица, пострадавшие в ДТП, так и те автомобилисты, которых считают виновными в транспортном происшествии.

Мы поможем в любых, самых сложных моментах. Обращайтесь!

Источник: https://criminal-expert.ru/sudebnaja-transportno-trasologicheskaja-jekspertiza-posle-dtp/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/criminalexpert/sudebnaia-transportnotrasologicheskaia-ekspertiza-posle-dtp-5ef0aac0886c2d40a519456d

Назначение экспертизы следов транспортных средств

Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств

При совершении преступлений в ряде случаев возникает необходимость установления автотранспортного средства, которое находилось на месте происшествия (ДТП, убийства, разбойного нападения, кражи, изнасилования и др.).

Одним из важнейших источников информации о транспортном средстве являются следы-отображения различных частей транспортного средства.

Чаще других это отпечатки колес (шин), при проведении экспертизы которых может быть получена важная розыскная и доказательственная информация.

Основные задачи экспертизы следов транспортных средств:

  • определение групповой принадлежности транспортных средств (тип, вид, модель);
  • установление отдельных обстоятельств использования транспорта (скорость, торможение, места остановок, направление движения, взаимное положение в момент столкновения и др.);
  • отождествление транспортного средства (его частей) по оставленным следам.

В качестве объектов на экспертизу могут быть представлены:

  • предметы вещной обстановки места происшествия со следами транспортных средств (одежда потерпевших, труп, куски бумаги и т.п.);
  • копии следов с места происшествия (слепки, фотоснимки);
  • транспортное средство;
  • экспериментальные поверхностные следы колес проверяемого транспортного средства (полоса резины, рулон бумаги с экспериментальными следами и т.п.);
  • слепки экспериментальных объемных следов шин;
  • масштабные фотоснимки экспериментальных следов шин;
  • материалы уголовного дела – по согласованию с экспертом (протоколы осмотра места происшествия, транспортных средств, дополнения к ним; сведения об отдельных обстоятельствах, влияющих на следообразование).

На разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

№ п/пВопросы, которые могут быть поставлены на разрешение экспертизыМатериалы, необходимые для проведения экспертизы
1Имеются ли на одежде потерпевшего следы транспортных средств? Если имеются, каким транспортным средством они могли быть оставлены (тип, вид, модель)?1. Вещественные доказательства – одежда потерпевшего
2Какой моделью шины оставлены следы?1. Вещественные доказательства – следы шины
3Одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы на месте происшествия?1. Вещественные доказательства – следы транспортных средств
4Не оставлены ли следы данным автомобилем?1. Вещественные доказательства – следы транспортного средства.
2. Экспериментальные следы конкретного автомобиля
5Каково взаимное расположение транспортных средств (транспортного средства и преграды) в момент столкновения?1. Транспортные средства, преграды, следы транспортных средств.
2. Материалы уголовного дела
6Каков механизм ДТП?1. Транспортные средства, преграды, следы транспортных средств.
2. Материалы уголовного дела

Особенности подготовки материалов для проведения экспертизы.

Проведение экспертизы следов транспортных средств значительно объективизируется, если сведения о механизме и условиях происшествия зафиксированы полно и точно (наличие протоколов и схем ДТП с отражением соответствующих размерных характеристик, указанием местонахождения транспортных средств, преград, их взаимного расположения, положения относительно различных элементов дороги, разметки и т.п.).

На контактирующих объектах (например, одежде потерпевшего) могут быть обнаружены следы ЛКП транспортного средства, а на последнем – частицы одежды. В таких случаях, для исследования краски, горюче-смазочных материалов (ГСМ), почвы, микроволокон и др. необходимо привлекать экспертов соответствующих специальностей.

Подлежащие исследованию объекты (транспортные средства, одежда и др.) должны быть представлены на экспертизу в том состоянии, в каком они находились после происшествия.

Чтобы эксперт мог правильно оценить информацию, полученную при исследовании представленных объектов, следователь обязан сообщить соответствующие сведения (о факте и виде ремонта, о замене деталей, о возникновении каких-либо следов, не связанных с происшествием, и т.п.).

Следователю нужно иметь в виду, что следы транспортных средств имеют комплексный характер. Схематично их можно подразделить на три группы:

  • следы колес и выступающих частей (фары, бампера, декоративные решетки и др.);
  • части деталей, материалов и веществ, отделившиеся от транспортного средства;
  • части материалов и веществ, отделившиеся от преград, с которыми контактировало транспортное средство (краска другого транспортного средства, волокна одежды потерпевшего, почва и др.).

Следы шин, обнаруженные на отдельных предметах (газета, одежда, доска и т.д.) после фотосъемки изымаются и направляются на экспертизу вместе с данными предметами. Следы выступающих частей также целесообразно направлять на экспертизу вместе с предметами (их частью).

Например, необходимо вырезать часть забора, ствола дерева и т.п. При отсутствии такой возможности после фотосъемки со следов изготавливаются слепки с помощью полимерных слепочных материалов (паста «К», «СКТН», зуботехнические слепочные массы и др.).

Следы значительных размеров копируются с помощью гипса (след бампера, фары и т.д.).

При совершении ДТП одежду потерпевшего следует обязательно направлять для экспертного исследования, даже если в процессе предварительного осмотра каких-либо следов обнаружить не удалось. С одеждой надо обращаться аккуратно, нельзя подвергать ее чистке, вытряхиванию и т.п. До назначения экспертизы одежду рекомендуется хранить, не перегибая, не производя скатывания.

При упаковке одежда аккуратно выворачивается внешней стороной во внутрь. При увлажненном состоянии одежды и обуви, являющихся объектами экспертизы, их нужно просушить, не герметизируя, при комнатной температуре. Предметы одежды должны быть упакованы каждый в отдельности в чистую, гладкую бумагу наружной стороной во внутрь.

При этом желательно проводить как можно меньше операций, чтобы обеспечить сохранность микрообъектов.

Гипсовые слепки перекладываются бумагой и упаковываются в картонные коробки.

При назначении экспертизы по исследованию ЛКП требуется соблюдать ряд правил:

  • изымать максимальное количество частиц ЛКП;
  • обнаруженные частицы следует хранить в бумажной или полиэтиленовой упаковке. Нельзя использовать для фиксации частиц липкую ленту, т.к. компоненты липкого слоя проникают в вещество ЛКП;
  • следы ЛКП, обнаруженные на одежде, целесообразно обшить куском ткани;
  • необходимо обеспечить целостность частиц для сохранения их идентификационных признаков;
  • к соскобам краски можно прибегать только в случае невозможности изъятия предмета-следоносителя или его части.

При обнаружении на месте происшествия ГСМ их изъятие следует осуществлять с учетом следующих рекомендаций:

  • при относительно большом количестве на месте происшествия бензина, масла, дизтоплива, его помещают в стеклянный сосуд с герметической пробкой;
  • при небольших количествах ГСМ изымаются на ватный (марлевый) тампон и герметически упаковываются в стеклянную посуду;
  • следы ГСМ на грунте изымаются вместе с его частицами;
  • следы ГСМ на одежде, по возможности, вырезаются;
  • следы на небольших объектах изымаются вместе с ними.

Все объекты со следами ГСМ герметически упаковываются в стеклянную посуду и немедленно отправляются в экспертное учреждение.

На месте ДТП могут быть обнаружены объекты биологического происхождения (кровь, эпидермис, мышечная ткань, частицы внутренних органов, волосы и т.п.). Следователь при направлении таких объектов для проведения экспертизы должен учитывать ряд рекомендаций:

  • объекты необходимо изымать вместе с предметом-следоносителем;
  • если изъятие вместе с предметом невозможно, целесообразно изымать следы путем соскоба вещества или с помощью тампона из увлажненной марли или ваты. После изъятия тампоны просушиваются;
  • при изъятии волос их упаковывают в бумажные пакеты, предохраняя от механических повреждений.

Обнаружив частицы грунта и иных загрязнений, отделившиеся от транспортного средства в момент столкновения, их следует изымать, упаковывая в бумажные пакеты (конверты).

Источник: глава из учебного пособия

Кобзарь С.И. Организация назначения криминалистических экспертиз и использования их результатов в расследовании преступлений: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э.А. Дидоренко. – Луганск: РИО ЛГУВД, 2007. – 256 с. – Библиогр.: С. 249 – 251.

Источник: https://pravo-znanie.ru/kriminalistika-i-kriminologiya/46-naznachenie-ekspertizy-sledov-transportnykh-sredstv.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.