Криминалистическое исследование транспортных средств

Криминалистическое исследование следов транспортных средств

Криминалистическое исследование транспортных средств

Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) следы ходовой части;б) следы выступающих частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).

Трасология изучает следы транспортных средств, оставляемые ходовой частью и выступающими частями, а также отделившиеся от транспортного средства узлы и детали.

Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов — веществ, относящихся к области материаловедческих исследований.

Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупови т. д.

По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности).

Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.Следы ходовой части характерны для безрельсового транспорта (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.

). Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобильного транспорта, которые и будут рассмотрены подробно.В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения.

Первые — результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении. Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными.

К первому виду относят следы-наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и следы-отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и (отчасти) его боковые грани.

По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко идентифицируют и автомобиль. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.

Для получения поверхностных экспериментальных следов на участок шины с характерными признаками наносят красящее вещество и копируют весь участок. Для этого типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на интересующий участок протектора.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели образован след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; не образован ли след данной шиной; какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего.

Отделившиеся детали и части (осколки фарного или лобового стекол, частицы лакокрасочного покрытия или перевозимого груза, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где произошло столкновение (наезд).Исследование фарных и иных осколков позволяет выявить тип, конструкцию, марку изделия, а по нему — модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то назначают экспертизу для установления целого по частям.Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия помогут выяснить окраску транспортного средства, после обнаружения которого проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.

19. Следы орудий взлома, их классификации по механизму следообразования и задачи исследования

Использование преступниками орудий взлома для преодоления различных преград связано с образованием следов, специфичных в зависимости от вида примененного орудия, свойств материала преграды и способа взлома.

Под взломом понимается проникновение с преступной целью в запертое помещение или хранилище посредством вывода из строя запирающего устройства, разрушения стен, пола, потолка или других преград. К взлому относится и отпирание замка подобранным ключом или отмычкой.

Орудия взлома и инструменты, применяемые взломщиками, обычно классифицируются на: а) специально изготовленные в преступных целях; б) приспособленные для взлома; в) обычные инструменты, используемые для повседневных нужд; г) случайно оказавшиеся в руках взломщика предметы.

При воздействии орудий и инструментов на различные преграды остаются поверхностные или объемные следы. Первые при взломах встречаются редко. Как правило, они образуются за счет наслоения на взломанную преграду различных веществ (краски, ржавчины и т.п.), бывших на орудии взлома.

Еще реже можно обнаружить следы-отслоения, возникающие при контакте орудия взлома с преградой, покрытой каким-либо веществом. Совершая взлом преграды, преступники нередко пользуются слесарными или столярными инструментами, а также такими бытовыми принадлежностями, как лом, топор, лопата и др.

Применяются и специально изготовленные для преступных целей орудия: фомка, “балерина” и др. От орудий взлома на преградах остаются следы: а) удара и нажима; б) разруба и разреза; в) распила; г) сверления. Следы удара и нажима отображают размеры контактной поверхности орудия взлома в трех измерениях: в длину, ширину и глубину.

Осмотр следов разруба и разреза может привести к предположительному выводу, например, о ширине лезвия использованного инструмента. Если же в следах в виде трасс отобразились дефекты режущей кромки орудия, то они соответствуют взаимному расположению дефектов на лезвии ножа, стамески и т.п. Если след неглубокий (надруб), в нем передается угол заточки топора.

При распиле преграды ножовкой большая часть опилок располагается со стороны, противоположной местонахождению взломщика. Кроме того, на той стороне преграды, где находился взломщик, остаются вмятины от ограничителя рукоятки ножовки.

Чтобы попасть в помещение, преступники нередко просверливают в двери вокруг запоров несколько отверстий.

Для вырезки дверной филенки в ней дрелью или буравом сначала просверливают несколько близко расположенных друг к другу отверстий, которые соединяются между собой. При сверлении преграды большинство стружек остается на том месте, с которого действовал взломщик. В следах, оставляемых орудиями взлома и инструментами, отображаются как общие (форма, контур следа), так и индивидуальные особенности строения рабочих поверхностей орудий взлома или режущих кромок инструментов в виде выбоин, зазубрин, царапин и других дефектов.

Различные способы воздействия на предмет дают: следы давления, следы скольжения, следы резания (разруба, сверления, распила).

1) Следы давления являются результатом удара (давления) орудия на объект. Они представляют собой трехмерное (объемное) отображение рабочей поверхности орудия, обратное рельефу и зеркальное по расположению его особенностей. В зависимости от силы давления и пластичности материала эти следы могут характеризоваться различной глубиной и величиной отображаемых деталей.

2) Следы скольжения образуются при воздействии перемещающегося под углом к поверхности предмета орудия взлома, инструмента. При этом выступающие части рабочей кромки оставляют на поверхности объемные следы в виде параллельных бороздок – трасс.

3) Следы резания (разруба, сверления, распила) остаются в результате перемещения режущей кромки инструмента в среде объекта. Неровности лезвия режущего инструмента отображаются в виде трасс, сходных с трассами в следах скольжения.

Следы резания, скольжения на поверхности одних предметов отображаются в виде хорошо видимого рельефа, на других они слаборазличимы. Степень выраженности рельефа характеризуют глубина бороздок и расстояния между ними.

Эти особенности неодинаковы даже для отдельных участков следа. Глубокие царапины могут чередоваться с более мелкими (или микротрассами). Видимый рельеф дают инструменты с достаточно широкой рабочей поверхностью (режущей кромкой) и хорошо выраженными дефектами.

Более мелкий рельеф (микрорельеф) дают хорошо заточенные инструменты.

Следы орудий взлома и инструментов встречаются на предметах из различных материалов: древесины, металла, пластмассы, а иногда и на тканях тела человека при повреждении их колюще-режущими орудиями.

Эти материалы различны по своим яркостным и структурным свойствам.

Предметы из металла, пластмассы неодинаковы по пластичности, но имеют мелкозернистую структуру и обладают способностью хорошо воспроизводить микрорельеф. Поверхности таких объектов имеют направленный тип отражения, а следы на них как объект фотографирования – широкий интервал яркостей.

На предметах из крупнозернистых или волокнистых материалов воспроизводятся только хорошо видимые детали. Орудия, инструменты и механизмы подразделяются на группы:– режущие – нож, ножницы и т.п.;- рубящие и долбежные – топор, зубило, лом и т.п.;- пилящие – напильник, пила и т.п.;- сверлильные – сверла, буравы.

По способу воздействия все орудия и инструменты можно подразделить на:– механические – нож, ножницы, стеклорезы, топор, долото, лом, пила, сверла, буравы и т.п.;- термические – газо- и электроаппараты для резки металлов и их сварки.

В зависимости от характера воздействия орудия, инструмента или механизма на объекты возникающие при этом следы делятся на три вида:а) следы давления (отжима) – образуются от удара (нажима) орудия взлома на поверхность взламываемой преграды;б) следы скольжения (трения) – образуются, когда орудия взлома действуют под углом к поверхности преграды;в) следы резания, распила и сверления – возникают при просверливании, распиливании или сверлении какой-либо преграды.



Источник: https://infopedia.su/6x8c8e.html

Следы транспортных средств

Криминалистическое исследование транспортных средств

Следы транспорта становятся объектом криминалистического исследования: 1) при расследовании автодорожных происшествий; 2) когда транспортное средство использовалось при совершении преступления (хищение, вывоз похищенного, трупов, убийство и т. д.); 3) когда само транспортное средство было объектом преступного посягательства.

Следы данного вида позволяют: 1) выявлять характерные черты использованных транспортных средств, определять их групповую принадлежность (модель, тип, вид и т. д.); 2) устанавливать направление движения транспорта, его скорость и другие обстоятельства происшедшего события; 3) идентифицировать конкретное транспортное средство.

К следам транспортных средств относятся: 1) следы ходовой части (колес, гусениц, полозьев); 2) следы неходовой части (отображения каких-либо деталей транспортного средства (крыльев, радиатора), отпечаток номера автомашины (например, на каком-либо возвышении, сугробе); 3) отделившиеся части и частицы (отщепы древесины от борта, осколки фарного стекла, частицы лакокрасочного покрытия, остатки горюче-смазочных веществ).

Динамические следы возникают при резком торможении, заносах, пробуксовке, наездах, столкновениях. След торможения (юза) обычно прямолинейный, его ширина равна ширине беговой дорожки.

Длина тормозного пути зависит от скорости, веса, исправности транспортного средства, степени изношенности протектора, состояния дорожного покрытия, рельефа местности. По величине тормозного пути может быть определена скорость движения машины перед торможением.

К статическим следам относятся следы качения колес (так называемая беговая дорожка движения транспортного средства).

Поверхностные следы (наслоения и отслоения) образуются на твердом покрытии дороги (асфальте, бетоне), на плоских предметах, одежде потерпевшего.

Поверхностные следы транспортного средства могут быть позитивными (при отображении на поверхности покрытия дороги рельефа выступающей части рисунка протектора) и негативными (объемными), когда след образуется за счет грязи и красящих веществ, застрявших в углублениях протектора.

Рельефные особенности протектора отражаются чаще всего в объемных следах, возникающих на мягком грунте (земле, снегу). Глубина следа протектора обычно прямо пропорциональна весу автомобиля и обратно пропорциональна упругости грунта.

Каждая модель шины имеет специфическую ширину беговой части протектора. Ширина беговой дорожки (профиль шины) зависит от степени накачанности шины, нагруженности транспортного средства и характера дорожного покрытия. Ширина следа может увеличиваться и вследствие частичного отображения в нем боковых стенок протектора. Ширина беговой дорожки обычно определяется по дну следа.

Судить о виде, модели и устройстве транспортного средства можно по следующим признакам:

  • 1) числу осей (две, три) и числу колес на каждой из них (четыре, шесть и т. д.). При движении по прямой задние колеса полностью или частично перекрывают следы передних колес. Число осей можно определить при повороте, при котором образуются отдельные полосы от каждого колеса. Отличить следы двухосного автомобиля от трехосного обычно не удается, поскольку колеса третьей оси идут по следам второй оси. Следы колес прицепа также перекрывают следы колес автомашины;
  • 2) ширине колеи — расстоянию между центральными линиями следа левых и правых колес или между просветами задних спаренных колес (рис. 24);
  • 3) базе автомобиля — расстоянию между передней и задней (задними) осями, которое измеряется по следам вмятин, осыпавшейся на остановках грязи, при развороте с применением заднего хода;
  • 4) приобретающим особое значение имеющимся в следе данным о ширине, рисунке протектора, его индивидуальных особенностях, диаметре колеса.

Наружный диаметр колеса (шины) вычисляется по длине его окружности, определить которую можно, измерив расстояние между какой-либо деталью (особенностью) беговой части протектора шины, дважды повторившейся в ее следе. Исходная формула: S = 2п х R.

Диаметр измеряется соответственно по формуле: D = S х 1,1 : к. Длина измеренной таким образом окружности умножается на 1,1 — коэффициент прогиба шины и делится на к = 3,14.

Полученный результат, поскольку диаметр колеса обозначается в дюймах, делится на 2,54 см.

Направление движения транспорта определяется по ряду признаков (рис. 25):

рисунок протектора, имеющий элементы типа «елочка», обращен открытой частью в сторону движения;

вдоль следов образуются отложения пыли, снега в виде веера, острые углы которого направлены в сторону движения;

на асфальтовой дороге при переезде через лужи, а также рассыпанный сухой грунт и т. п. по направлению движения остается сходящий на нет след влаги, пыли;

при переезде через лужи грязь и вода разбрызгиваются вперед и в стороны;

капли жидкости, падающие с транспортного средства, вытянуты в сторону движения;

сломанные при переезде колесами ветки своими внешними концами направлены в сторону движения;

на участке поворота вначале образуются углы расхождения следов колес, которые больше углов схождения, возникающих в конце поворота;

при движении по траве стебли растений наклонены в сторону движения;

лежащие на пути камни и другие предметы сдвигаются при наезде вперед;

Рис. 24.Измерение следов автомобиля:

Л — следы автомобиля с одинарными задними колесами; В — следы автомобиля со спаренными задними колесами; С — следы автомобиля, у которого одинарные задние колеса частично перекрывают следы передних колес: а — ширина колеи; b — расстояние между внешними границами следов; d — расстояние между внутренними границами следов; е — ширина следа колеса; т — ширина совмещенных следов передних и задних колес; g—g — ширина неполного следа передних колес; к—к расстояние между следами спаренных задних колес; z — расстояние между центральными линиями следов задних колес;/ — расстояние между внешними и внутренними границами следов автомобиля

Рис. 25.Признаки направления движения:

1 — брызги и грязь при переезде через лужу; 2 — примятая трава по ходу движения транспорта; 3 — расположение пыли и снега вдоль следа; 4 — расположение концов палок, сломанных при переезде; 5— соотношения углов расхождения (а) и схождения (б) при повороте направо; 6 — рельеф дна следа на мягком грунте; 7 — капли жидкости, упавшие с транспортного средства; 8 — зазор при переезде через камень; 9 — углы рисунка протектора

след торможения более насыщен в конце торможения, при этом четкость рисунка протектора сходит на нет; на дороге с мягким покрытием при торможении шины сдвигают вперед поверхностный слой грунта.

В целях проведения идентификационного исследования с участка объемного следа, в котором отобразились индивидуальные особенности протектора шины (порезы, царапины, трещины), после соответствующей фиксации по правилам масштабной фотосъемки, изготавливается гипсовый слепок. Поверхностный след на асфальтовом и подобном покрытии может быть откопирован с помощью отшкуренного листа резины либо силиконового компаунда.

Следы гусениц (траков) состоят из двух полос. Расстояние между их центрами определяет ширину колеи данного транспортного средства. Эти данные при одновременном учете характерной конфигурации следов используются для определения модели транспортного средства. При исследовании следов фиксируются специфические детали и дефекты строения траков.

Источник: https://studref.com/466414/pravo/sledy_transportnyh_sredstv

по способу передвижения

  • самоходный транспорт – это транспортные средства, которые приводятся в действие различными двигателями.

Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.

  • несамоходный транспорт – это те транспортные средства, которые приводятся в движения силой человека или животного.

Это тачки, тележки, велосипеды.

по устройству ходовой части

  • колёсные транспортные средства;
  • гусеничные транспортные средства;
  • транспортные средства на полозьях (например, сани).

Классификация следов транспортных средств

  • отображающие внешнее строение отдельных частей, деталей транспортного средства на других объектах (например, следы ходовой части, выступающих частей);
  • отделившиеся детали и части (следы-предметы) от транспортного средства (осколки фар, ветрового стекла; отвалившийся бампер);
  • вещества, отделившиеся от транспортного средства (пятна масла, охлаждающей жидкости, частицы сыпучего груза из кузова);
  • сопутствующие (следы ног водителя).

Значение следов транспортных средств

Следы транспортных средств дают возможность:

1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);

2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;

3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).

Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация.

Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах.

Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

Признаки следов транспортного средства

Геометрические параметры автомобиля: 1 – длина; 2 – ширина; 3 – высота; 4 – колея передних колес; 5 – колея задних колес; 6 – база; 7 – передний свес; 8 – задний свес; 9 – передний угол свеса; 10 – задний угол свеса; 11 – просвет под передней осью; 12 – просвет под задней осью Так выглядит пятно контакта между дорогой, покрытой тонким слоем воды, и покрышкой, снятое высокоскоростной камерой. Хорошо видно: чем выше скорость и сильнее изношена покрышка, тем площадь этого пятна меньше.

Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах.

Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).

Беговая дорожка

Следы качения шины одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток.

Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).

Исследуются:

Отдельно измеряется ширина беговой дорожки левых колёс и ширина беговой дорожки правых колёс.

  • рисунок протектора шины (для определения этой характеристики на экспертизу должен быть направлен след отображения не меньше определённого размера. Для легкового автомобиля – 60 см.)

В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.

Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса.

Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.

) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле

D = 1,1 S/π,

где D — наружный диаметр шины; S— длина окружной шины; π = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины.

Следы ходовой части

В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными.

Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности).

Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).

Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

Колея

Следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси, составляют колею. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой).

Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой.

При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.

База автомобиля

База автомобиля (колёсная база автомобился) – это расстояние между осями передних и задних колес.

Базу автомобиля замеряют по следам остановки (глубокие следы в грунте, проталины на снегу) или в том месте, где автомобиль разворачивался с применением заднего хода: между концами следов передних и задних шин при первой остановке и между концами следов задних и передних шин при второй остановке. При следах «юза» передних и задних колес до полной его остановки база автомобиля измеряется между концами следов «юза» передних и задних колес.

Признаки определения направления движения автомобиля

а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

г) рисунок протектора типа “елочка” должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;

ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;

з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.

Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д

Фиксация и изъятие следов транспортных средств

Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:

  • вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза и т.п.) и их расположение по отношению к другим неподвижным объектам;
  • вид и особенности следовоспринимающей поверхности (например, сухое асфальтовое покрытие, глина, песок, снег и т.д.);
  • количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерений (размер колеи, базы);
  • место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены;
  • размеры следов шин (их длина, ширина отпечатков беговой дорожки, глубина объемных следов и т.д.);
  • рисунок протектора, отображенный в следах, и размеры основных его элементов;
  • наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей шины, отображенных в следах;
  • расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки);
  • признаки, указывающие на направление движения автомашины;
  • способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагамых к протоколу;
  • как упакованы изъятые следы.

Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.

При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.

Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:

  • колея на том участке, где она наиболее отчетливо видна;
  • рисунок протектора в том месте, на котором наиболее отчетливо заметны его индивидуальные особенности;
  • отдельные признаки, отображающие частные идентификационные особенности шин или других частей автомашины.

С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине.

Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором.

Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.

Трасологическая экспертиза следов транспортных средств

Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.

На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

  • не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями данного транспортного средства;
  • к какому типу (виду) относится транспортное средство, оставившее следы на месте происшествия;
  • автомобилем какой марки оставлены следы;
  • в каком направлении двигалось транспортное средство, судя по его следам;
  • не составляли ли одно целое с транспортным средством предметы, обнаруженные на месте происшествия;
  • не образованы ли следы на транспортном средстве (одежде потерпевшего) частью другого транспортного средства.

Смотри также

Источник: https://crimlib.info/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.