Кто платит за ремонт машины при дтп

Содержание

Вся правда о ремонте по ОСАГО

Кто платит за ремонт машины при дтп

За износ заплатит виновник ДТП

О чём речь?

Закон об ОСАГО, один из наиболее критикуемых и противоречивых законов, действующих на территории Российской Федерации. Многим закон непонятен, кто-то считает его нелогичным, а есть такие, кто и вовсе считает, что данный закон ущемляет их права. 

Сложностей и противоречий в законе множество, тут и необъяснимая привязка размера страховой премии к мощности транспортного средства с одной стороны, и отсутствие возможности управлять разными транспортными средствами, находящимися в собственности одного человека, по одному договору страхования, с другой. Но, наверное, самое сложное и непонятное для наших граждан, это невесть откуда взявшийся, пережиток советского прошлого – ИЗНОС, который страховщики применяют при выплатах страхового возмещения по ОСАГО. 

И вот уже, практически, 15 лет, страхователи выражают свое недовольство этим износом, недовольство абсолютно логичное.

Мы даже не будем сейчас подробно расписывать, что страховщики занижают размер страхового возмещения, представим, что происходит чудо, и страховщики применяют действительные цены на работы, но стоимость то запасных частей все равно снижают, за счет применения износа.

 Получается, что человек в ДТП не виноват, а деньги на ремонт ему приходится тратить свои, либо ставить сомнительного качества старые детали с разбора, гарантии на которые, конечно же, никто не дает.

Что изменилось?

До недавнего времени все оставалась на своих местах: народ, недовольный страховыми премиями и размером страхового возмещения – шумел, страховщики, при первой же возможности заявляли, что ОСАГО убыточный бизнес, и вообще, во всем виноваты антистраховщики, ведь, оказывается, именно из-за страховых юристов страховые компании так мало платят.  

Ни конца, ни края этому видно не было, до очередной прямой линии Президента с народом, на которой, один из активистов поднял вопрос, что пора бы уже положить конец несправедливым выплатам, и ввести ремонт по ОСАГО. Все подхватили эту инициативу, начали обсуждать, что вот, мол, ремонт, это, то, что спасет наш рынок страхования! Ура, ура, ура! 

И только, действительно, знающие люди сразу заподозрили какой-то подвох. Вводить ремонт по ОСАГО? Зачем? Разве существует проблема со станциями, где этот ремонт можно провести? Разве не хватает специалистов, которые могут отремонтировать машину? Конечно же, и станций, и специалистов достаточно. Враг один – ИЗНОС

Общественности так понравилась новость, о том, что скоро машины по ОСАГО начнут ремонтировать, что все застыли в ожидании, когда же уже наступит это прекрасное время.

А я стал ждать, когда же страховщики официально объявят, что мы не только начинаем ремонтировать машин по ОСАГО, но, и отменяем износ, с которым никакой ремонт невозможен. Ждал, ждал, как тут, 10 марта 2017 года все встало на свои места. Расходимся. Нас обманули!

Вот это поворот! 

Конституционный суд РФ постановил: теперь виновник ДТП обязан возместить ущерб, даже если страховая компания уже выплатила возмещение.

Скажу больше: виновник обязан оплатить разницу между размером ущерба с учётом износа и без учёта износа. 

Не придумали ничего лучше, как возложить износ на плечи населения! Отличный ход! 

Конечно же, для потерпевшей в ДТП стороны, это постановление со знаком плюс. А кто подумает о виновнике? Зачем он приобретал ОСАГО? Чтобы самому платить за ущерб?

Одним словом, сложности нашим водителям только прибавится. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Хотели улучшить жизнь пострадавшим в ДТП, а открыли путь к неосновательному обогащению со стороны предприимчивых граждан, которые теперь будут пытаться получить как можно больше денег с виновного в ДТП. 

Что придумал Конституционный суд?

Как хохот посреди похоронного бюро прозвучала новость о Постановлении Конституционного суда от 10 марта 2017 года о том, что теперь виновник ДТП обязан возместить ущерб, даже если страховая компания уже выплатила возмещение.

Итак, суть Постановления сводится к тому, что виновник ДТП должен оплатить разницу между размером ущерба с учётом износа и без учёта износа. Но не всё так просто.

Антистраховщик ознакомился с указанным Постановлением и представляет его подробный обзор.

Обратить внимание в тексте документа следует на несколько страниц, которые содержат весьма важные и одновременно тонкие моменты. Приводить весь текст документа мы не будем, пройдёмся по выдержкам.

Страница №19: «Потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования».

Данный абзац закрепляет право потерпевшего получить с виновника фактический ущерб от ДТП. Но что считать этим самым фактическим ущербом? Смотрим дальше.

Страница №20: «… при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные РАСХОДЫ, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты)».

Очень интересное слово «РАСХОДЫ». Что это?

Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Опачки!

Читаем дальше, а вдруг нам показалось и Конституционный суд случайно употребил слово расходы?

Совсем нет, далее, в тексте также встречается слово расходы, но звучит оно здесь только в контексте Закона «Об ОСАГО» и Единой методики. Смотрим страницу №23:

«… поскольку размер расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства определяется на основании Единой методики лишь в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и только в пределах, установленных Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а произведенные на ее основании подсчеты размера вреда в целях осуществления страховой выплаты НЕ ВСЕГДА АДЕКВАТНО отражают размер причиненного потерпевшему фактического ущерба и, следовательно, не могут служить единственным средством для его определения, суды обязаны в полной мере учитывать все юридически значимые обстоятельства, позволяющие установить и подтвердить фактически понесенный потерпевшим ущерб.»

В этом абзаце Конституционный суд закрепил также очень важный момент:

Требовать ущерб с виновника на основании Единой методики и справочников РСА нельзя, так как она не всегда адекватна!

Казалось бы, всё понятно. Потерпевший имеет право требовать с виновника только те расходы, которые он понёс для восстановления автомобиля, но нет, Конституционный суд такой Конституционный, что взял и запутал всё до невозможности на той же странице №19:

«… определение объема возмещения имущественного вреда, причиненного потерпевшему при эксплуатации транспортного средства иными лицами, предполагает необходимость восполнения потерь, которые потерпевший объективно понес ИЛИ– принимая во внимание в том числе требование пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», согласно которому техническое состояние и оборудование транспортных средств должны обеспечивать безопасность дорожного движения, – с неизбежностью должен будет понести для восстановления своего поврежденного транспортного средства».

Н – неизбежность

Что означает эта неизбежность никто в постановлении не написал, а мы то с Вами прекрасно знаем, что машина после ДТП может быть продана в разбитом виде без восстановления, следовательно, при продаже машины после ДТП без ремонта никакой речи о неизбежности идти не может. Да. Получается, что продажа машины после ДТП это единственный возможный способ не оплачивать за ремонт деньги потерпевшему со стороны виновника. 

Мы считаем, что все случаи, когда машина не была продана после ДТП, являются неизбежностью её дальнейшего ремонта, то есть, платить придётся.

Что же получается?

А вот что.

  • Если Вы случайно въехали в тринадцатилетнего баварского железного коня, то Ваш страховой полис ОСАГО мало того, что не покроет весь ущерб, потому что страховые компании имеют ЗАКОННОЕ право платить меньше, чем положено (износ), так Вы ещё можете материально поучаствовать в восстановлении машины потерпевшего, оплатив разницу между выплатой с износом и без износа.
  • Потерпевшему вовсе теперь необязательно доказывать, что машину он отремонтировал, ему достаточно заявить, что он очень хочет её отремонтировать, но не может, так как по ОСАГО страховая компания заплатила мало и на ремонт не хватает. Теперь потерпевший может просто прийти в суд и сказать, что у него есть ПЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ заказ-наряд на ремонт автомобиля, и он просит взыскать с виновника деньги, которые он НЕИЗБЕЖНО потратит на ремонт.

Но ведь теперь есть ремонт по ОСАГО вместо выплаты деньгами! Ура?

Лично я сильно сомневаюсь, что старые машины страховщики захотят ремонтировать новыми запасными частями, они ведь не благотворительная организация.

Итог

Теперь пострадавшему при ДТП за износ будет платить виновник, ведь он не страховая компания и не создал себе удобный закон «Об ОСАГО», по которому можно платить не всю сумму.

Зачем тогда все это ОСАГО нужно в принципе – теперь уже не знаем и мы.

З.Ы

Самое интересное, однако, кроется не только в том, что износ будет оплачивать виновник ДТП пострадавшему. Страховые компании тоже его хотят. Как? Через суброгацию. Не верите? А вот:

Представители страховой компании Росгосстрах быстренько сориентировались и захотели взыскать с виновника ДТП, помимо затрат на ремонт ещё и износ. Как Вам такое?

От себя заметим, что дела рассматриваемые по жалобам А.С.Аринушенко, Г.С.Бересневой и других, не схожи с данным делом, поскольку различаются субъекты права, так в рассматриваем деле КС РФ жалобщики, физические лица, в деле по суброгации истец ПАО СК “Россгострах” – юр.лицо, страховая компания, имеющая достаточно материально-техническую базу для проведения ремонтов, закупок запчастей. 

В общем, запасайтесь попкорном. Будет интересно.

Олег Борисов, Илья Афанасьев

Источник: https://xn--80aagwcmqkqjjc5b8c.xn--p1ai/stati/341-%D0%B2%D1%81%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0-%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B3%D0%BE

Чья страховая компания возмещает ущерб пострадавшему при ДТП?

Кто платит за ремонт машины при дтп

Когда произошла авария, перед водителями, чьи машины пострадали в момент столкновения, сразу же встает вопрос о том, кто им возместит ущерб.

Обычно стоимость ремонта автомобилей после аварии бывает достаточно высокой. И добиться от страховой компании возмещения ущерба не так уж просто, хотя она и берет на себя такое обязательство, заключая с автовладельцами договор страхования.

Кто платит страховку при ДТП

Кто возмещает ущерб по ОСАГО?

Чтобы страховщики компенсировали ущерб от аварии, участникам происшествия придется собрать необходимые документальные материалы. В данном случае речь идет о протоколе из ГИБДД, справке о ДТП, прочее.

Кроме этого, обязательным условием является проведение технического осмотра автомобиля.

Часто бываю случаи, когда получить страховку по ОСАГО довольно сложно. Страховщики затягивают со сроками или занижают размеры выплат.

Если водитель попадает в аварию первый раз, он не всегда понимает, кто должен платить за ущерб – виновник аварии или страховщик?

На что стоит обратить внимание в данной ситуации?

  • Участниками ДТП стали две или более машин;
  • Повреждены автомобили у нескольких водителей;
  • Наличие или отсутствие страхового полиса.

Итак, кто же должен платить?

По большому счету, разобраться с этим вопросом не всегда легко. Даже наличие автогражданки не гарантирует обязательные выплаты потерпевшим, так как слишком много нюансов могут этому помешать.

Если водитель, который нарушил ПДД, признает свою вину, он, таким образом, берет на себя ответственность за компенсацию ущерба пострадавшим.

Если ситуация, при которой возникла авария, не совсем обычная, то придется потрудиться, чтобы определить, чья страховая компания оплатит ущерб. Давайте рассмотрим каждую из названных выше ситуаций подробнее.

Участниками ДТП стали две или более машин

Кто должен заплатить пострадавшему участнику ДТП компенсацию, если столкнулись несколько автомобилей?

Вряд ли участники аварии сами определяться с тем, кто будет выплачивать компенсацию, поэтому обычно этот вопрос решают юристы. Но, несмотря ни на что, выплаты должны быть произведены в срок, указанный в российском законодательстве.

Моральный ущерб в данной ситуации компенсирует также один из участников ДТП.

В период оформления ДТП составляется протокол происшествия, где инспектор ГИБДД указывает виновную сторону. В связи с этим получается, что виновный и должен платить. Именно поэтому важно контролировать записи в протоколе.

Тем более, что осмотр места происшествия делается непосредственно после аварии, и какая информация будет занесена в документы, так и будут развиваться дальнейшие события.

Страховая компания виновника аварии, на основании записей протокола, обязана выплатить потерпевшей стороне необходимую по договору страхования компенсацию.

Повреждены автомобили у нескольких водителей

Кто из страховщиков будет оплачивать материальный ущерб, если в ДТП пострадали сразу несколько автомобилей? Этот вопрос также является довольно сложным.

Дело в том, что если пострадало несколько машин, компенсировать ущерб виновный должен каждому из пострадавших. И тут реально начинаются серьезные сложности. Потому что самостоятельно определиться бывает практически невозможно.

Кто из страховщиков должен нести материальную ответственность? Как бы там ни было, и каким бы ни были нюансы происшествия, по закону деньги должны идти от виновника аварии в пользу потерпевшего.

А вот самому виновнику, чья машина также пострадала, придется восстанавливать ее за свой счет. Конечно, можно попытаться как-то решить вопрос через суд, но скорее всего, это будет пустая трата денег и времени.

Наличие или отсутствие страхового полиса

На наши дороги часто выезжают водители, которые не спешат оформить страховку. Поэтому когда случается авария, им, конечно же, отказывают в выплате компенсации. А оплачивать ее придется самому виновнику аварии.

В большинстве случаев водители обращаются за помощью к юристам, которые могут не только проверить машину на кредит. Дело в том, что в российском законодательстве предусмотрены некоторые моменты, когда страховая компания все же возместит ущерб, даже если у водителя нет полиса.

В том случае, если страховщики вовремя не переоформили документы, и авария случилась именно в этот период, ответственность за выплаты возлагается именно на них. Не всегда компании охотно идут на этот шаг, в результате – выплаты затягиваются или необоснованно занижаются.

Если страховщик и виновник аварии никак не решат, кто их них должен заплатить компенсацию, потерпевший может просто подать в суд. Так вопрос решится быстрее.

Если у вас на момент аварии отсутствует страховой полис, то на одну проблему у вас станет больше, так как придется заплатить штраф, выписанный инспектором ГИБДД.

Оплата ущерба при КАСКО

Большинство автовладельцев уверены, что имея КАСКО, они надежно защищены от материальных затрат при ДТП. Но они ошибаются. Получить деньги по КАСКО бывает намного сложнее, чем по автогражданке.

Чтобы ваша собственная компания возместила вам ущерб, придется побеспокоиться и собрать пакет необходимых документов. Но даже при наличии всей документации, вам могут отказать в компенсации.

На каком основании вам могут отказать в возмещении ущерба при КАСКО:

  • В том случае, если виновник аварии серьезно нарушил правила дорожного движения, ему могут отказать в возмещении урона, так как его действия могут принять за намеренное нанесение урона имуществу;
  • Когда автомобиль попал в аварию из-за его неисправности. В такой ситуации ответственность полностью лежит на автовладельце;
  • Отказать в выплате компенсации страховщики могут в том случае, если протокол ГИБДД составлен неправильно. Страховая компания просто сошлется на тот факт, что ситуация оценена недостоверно.

Когда собственник машины имеет страховой полис КАСКО, ему часто приходится самому разбираться с материальными проблемами, возникшими после аварии. И если вы захотите решить проблему с помощью обращения в суд, то не факт, что постановление суда будет в вашу пользу.

Из судебной практики известно, что намного проще разобраться с выплатами по автогражданке, чем по КАСКО.

Если у вас возникли проблемы, и страховая компания отказывается выплачивать компенсацию, обратитесь к юристам. Может быть, их опыта и знаний будет достаточно, чтобы подтолкнуть страховщиков выполнять свои условия договора.

Оформляя договор страхования КАСКО, внимательно изучите его условия. Уверенности в том, что условия договора соответствуют положениям российского законодательства, к сожалению, нет.

Когда в результате столкновения двух автомобилей, оба получили незначительные повреждения, то особых проблем быть не должно. Но если есть потерпевшие, появляются дополнительные сложности.

Если у вас возник вопрос, кто же платит по ОСАГО, лучше искать ответ у юристов. Специалисты владеют знаниями и у них есть опыт в подборе необходимой документации или отмене важных моментов.

  • Нанесение физического вреда.
  • Нанесение морального ущерба.

Все чаще страховые компании пытаются избежать выполнения своих условий соглашения. Именно поэтому водители теряют много времени на то, чтобы доказать собственную невиновность.

Обычно судебные разбирательства длятся продолжительное время, поэтому лучше разобраться в сложившейся ситуации без обращения в суд.

Нанесение физического ущерба

Чтобы подтвердить нанесение физического ущерба, пострадавшему следует обратиться в медицинское учреждение и пройти соответствующий осмотр. По результатам медицинской экспертизы выдается официальное медицинское заключение.

На следующем этапе решается вопрос по срокам возмещения ущерба. Обычно проблем с выплатой компенсации не бывает, и редко дело доходит до суда. Да и то, вопрос, решаемый в суде, скорее всего, касается размера компенсации.

Возмещение морального ущерба

Вопрос возмещения морального ущерба решается не так просто, как предыдущий. Дело в том, что сами потерпевшие часто сами не хотят связываться с данной проблемой. Ведь чтобы получить компенсацию за моральный ущерб, придется собирать массу документов.

Конечно, если воспользоваться услугами юриста, сделать это будет проще, тем более что они обычно настаивают на том, чтобы потерпевший получил с виновного в аварии все сполна.

Все действия, связанные с возмещением ущерба по ОСАГО, регулируются определенными правилами и законодательными актами. Если вы будете все делать правильно, то сможете избежать больших материальных расходов.

Как происходит процедура возмещения ущерба при ДТП по ОСАГО?

План действий предельно прост.

Сразу же после аварии сообщите в свою страховую компанию о страховом случае. Далее подготовьте необходимую документацию.

Имея все документы, напишите в страховую компанию заявление о возмещении ущерба, и передайте его вместе с пакетом документов и самим авто страховщику.

Давайте рассмотрим каждое действие отдельно.

02.08.2014 года в силу вступили изменения к закону «Об ОСАГО». На сегодняшний день, если наступает страховой случай, потерпевший может обратиться в страховую компанию, с которой он заключил договор страхования.

Но следует отметить, что такие выплаты возможны только в том случае, когда участниками аварии было два автомобиля, их автовладельцы имели страховой полис ОСАГО. Основное условие – в ДТП нет пострадавших.

Если в вашем случае хотя бы одно из условий не соответствует установленным законом, то за выплатой ущерба обращайтесь в страховую компанию виновника аварии.

Сообщение в страховую компанию о наступлении страхового случая

Как уже упоминалось ранее, потерпевший в аварии водитель должен сообщить страховщикам о наступлении страхового случая. Сделать это следует в течение установленного законом срока, а именно, 15 дней с момента аварии.

Если вы обратились в компанию позже установленного срока, вам все равно не имеют право отказать в выплате компенсации на данном основании.

Но если все сделает все вовремя, компенсация также будет выплачена раньше.

Какие документы необходимо передать в страховую компанию:

  • заявление о возмещении ущерба (у каждой компании есть свой типичный образец данного заявления);
  • извещение об аварии;
  • справка о ДТП, протокол (копия), постановления, определения оформленные сотрудниками ГИБДД;
  • документы о праве собственности на машину (копия), ПТС;
  • страховой полис ОСАГО потерпевшего в аварии (копия);
  • паспорт заявителя (копия);
  • результата проведения независимой экспертизы по оценке ущерба от аварии;
  • телеграмма, направленная страховщику, о том, где и когда будет проходить экспертиза (копия);
  • договора страхования, акт приема-передачи авто, чек об оплате услуг эксперта (копия).

Действия страховщика

Страховая компания принимает заявление, пакет документов и непосредственно сам автомобиль для осмотра. Далее в течение 20 рабочих дней должно быть принято решение о возмещении ущерба потерпевшему в аварии (п. 21 ст. 12 закона «Об ОСАГО»).

В результате рассмотрения представленных документов и машины, страховщики или выплатят компенсацию, или откажут в выплате (отказ должен быть мотивирован).

Часто страховые компании занижают размеры ущерба, и соответственно, сумма выплат становится меньше. В данном случае обратитесь к независимым экспертам.

Страховая компания обязана возмещать потерпевшим ущерб в размере, который предусмотрен договором страхования. Если она этого не сделала по обоснованным причинам, то за выплату компенсации будет отвечать непосредственно виновник аварии.

Иногда после ДТП автомобиль находится в таком состоянии, что по оценкам экспертов он не подлежит восстановлению. И даже если попытаться это сделать, то стоимость ремонта будет настолько высокой, что выгоднее купить новую машину.

Если ваша машина разбита, необходимо подтвердить этот факт. Обратитесь к независимым экспертам. На основании отчета об экспертизе страховая компания оплатит вам ущерб.

Как происходит выплата компенсации в данном случае:

  • во время экспертизы будет произведен расчет стоимости эксплуатации ТС, а также определена рыночная цена автомобиля на момент происшествия;
  • подсчитывается стоимость деталей автомобиля, которые уцелели и их еще можно использовать;
  • сумма страховки получается путем вычета из реальной стоимости машины стоимости сохранившихся деталей.

Обычно потерпевшая сторона получает от страховой компании до 70% от рыночной стоимости автомобиля.

Не рассчитывайте на то, что компенсации, полученной от страховщиков за разбитую машину, будет достаточно, чтобы приобрести новый автомобиль. Обычно размер выплат страховыми компаниями занижается.

Для того чтобы получить от страховщиков боле адекватную компенсацию, организуйте независимую экспертизу. Так вы сможете узнать реальную стоимость авто. На основании результатов экспертизы, страховая компания может увеличить размер компенсации.

Источник: http://UrOpora.ru/dtp/vozmeshhenie-ushherba-ot-dtp/chya-straxovaya-kompaniya-vozmeshhaet-ushherb-postradavshemu-pri-dtp.html

Смотрите, какая тема — Какие выплаты можно получить по ОСАГО после ДТП?

Кто платит за ремонт машины при дтп

ОСАГО существует для одной-единственной цели – защитить виновника ДТП при наступлении страхового случая и возместить ущерб за него потерпевшему. Но если таким потерпевшим оказались Вы, то в 2020 году есть ещё целый ряд выплат и компенсаций в натуральном виде, которые Вы можете получить по ОСАГО после ДТП. Что это за выплаты и как их получать, давайте разбираться!

Выплаты от страховой сразу после ДТП

Итак, приводим список видов возмещения ущерба после ДТП со ссылками на действующее на 2020 год законодательство.

Выплата на ремонт машины

  • Основание: статья 3 ФЗ “Об ОСАГО”,
  • сколько: не более 400 000 при оформлении ДТП с сотрудниками полиции и не более 50 000, если авария оформлялась по европротоколу,
  • в каких случаях: всегда, когда нанесён вред имуществу,
  • как получить выплату после ДТП: подать правильный набор документов о страховом случае.

Или ремонт. Увы, но на сегодняшний день, за исключением исключений, которые перечислены в нашей статье о том, как получить выплату вместо ремонта, страховая компания по ОСАГО сама выбирает, как именно компенсировать причинённый Вам ущерб после ДТП.

Итак, сам принцип ОСАГО состоит в том, что автолюбитель платит страховую премию (стоимость полиса страховки), а при страховом случае – вред, причинённый им, возмещает страховая компания, которой он и оплатил эту премию.

Есть ряд тонкостей получения выплаты после аварии, и вот какие они:

  1. максимальная сумма выплаты на 2020 год составляет 400 тысяч рублей; если в ДТП участвовало несколько автомобилей, а виноват только один водитель, то каждый потерпевший может рассчитывать на эту сумму (она не делится между потерпевшими поровну); но если авария оформлялась по европротоколу, то на сегодняшний день Вам выплатят не больше 50 000 рублей;
  2. нередко страховая по ОСАГО занижает сумму ущерба или вовсе отказывает в выплате, поэтому приходится возмещать недостающую на ремонт сумму через суд; у нас есть отдельная статья о том, что делать при отказе в страховом случае;
  3. калькуляция возмещения вреда происходит с учётом износа деталей и компонентов автомобиля, поэтому суммы выплаты может не хватить на фактический ремонт машины, но недостающую сумму можно компенсировать напрямую с виновника (об этом ниже);
  4. её можно получить только если автогражданская ответственность виновника ДТП застрахована: у него действующий полис ОСАГО, он не просрочен и не поддельный.

Таким образом, выплата после ДТП за причинённый ущерб – это основное, что можно получить по ОСАГО. Более того, многие из нижеперечисленных дополнительных “бонусов” базируются именно на сумме за ущерб имуществу и выражаются в процентах от него.

Компенсация утери товарной стоимости (УТС)

  • Основание: Постановление Пленума ВС №58 от 27.06.2013, п.

    41,

  • сколько: по специальному расчёту УТС, обычно около 7-11% от суммы ущерба,
  • в каких случаях: если автомобиль не старше 5 лет, его износ не более 40%, и если на повреждённые детали ранее уже не выплачивалась УТС по ОСАГО,
  • как получить выплату после ДТП: в заявлении при подаче документов в страховую указать требование возместить УТС.

Здесь всё просто! Если автомобиль повреждён, то даже после его восстановительного ремонта он потеряет в своей товарной стоимости. Соответственно, потерпевший остаётся “в минусе”. Поэтому Верховный суд разъяснил, что потерпевшим не может быть отказано в возмещении утери товарной цены машины, если его возраст не старше 5 лет, а общий износ составляет не более 40% (расчёт износа будет в этом случае соответствовать калькуляции основной выплаты).

Будьте внимательны! По умолчанию страховая в полной мере исполнит свои обязательства, не выплатив УТС, если в заявлении Вы напрямую не укажете это. Поэтому требование о выплате УТС нужно прописывать в заявлении при подаче пакета документов по ОСАГО.

Более того, эту компенсацию можно получить в том числе и в страховых случаях, когда страховая компания направляет Вас на ремонт. Тогда УТС Вам выплачивают деньгами.

Возмещение дополнительных расходов (эвакуатор и другие)

  • Основание: статья 3 ФЗ “Об ОСАГО”,
  • сколько: в полной мере фактически понесённые Вами расходы (но в пределах всё той же максимальной выплаты по ОСАГО),
  • в каких случаях: всегда, когда расходы были обоснованы и не было альтернативы не нести их,
  • как получить выплату после ДТП: указать в заявлении понесённые расходы и приложить оригиналы чеков.

Очевидно, что, если по автогражданке производится возмещение вреда, то это касается не только непосредственно вреда автомобилю. И не менее очевидно, что такой вред или дополнительные расходы должны быть прибавлены к основной выплате, чтобы компенсировать весь ущерб.

Сюда можно отнести большой ряд видов понесённых Вами расходов из-за ДТП. К наиболее распространённым относятся:

  • услуги эвакуатора, если машина была не на ходу,
  • испорченные в результате аварии другие вещи (багаж, одежда водителя/пассажиров и т.п.), которые не относятся к автомобилю,
  • проведение экспертизы, если страховая согласовала с Вами, что Вы проводите её самостоятельно,
  • оплата платной стоянки, если это было обосновано (объективно нельзя было поместить автомобиль на бесплатную стоянку),
  • и множество других расходов, которые стали следствием исключительно случившегося ДТП.

Выплаты, если страховая отказала или недоплатила

Выше мы рассмотрели вполне стандартную ситуацию по ОСАГО, когда Вы обращаетесь в страховую с определёнными требованиями, и она их удовлетворяет. А вот если страховщик отказывает в удовлетворении таких требований или исполняет их не полностью, то тогда Вам могут быть положены дополнительные выплаты ко всем вышеперечисленным. Но при определённых условиях.

Дело здесь в законодательстве 2020 года о защите прав потребителей и Гражданском кодексе, которые предусматривают дополнительные “бонусы”, именно поэтому дела по страховым компаниям так любят автоюристы и даже выкупают их у потерпевших в ДТП.

Итак, что это за “бонусы”?

Неустойка за просрочку

  • Основание: статья 12, пункт 21 ФЗ “Об ОСАГО”,
  • сколько: 1% от суммы выплаты ущерба за каждый день просрочки,
  • в каких случаях: если просрочка имела место,
  • как получить выплату после ДТП: изложив соответствующее требование в досудебной претензии или иске.

По правилам у страховой компании есть 20 дней после подачи полного пакета документов на выплату возмещения ущерба либо направление на ремонт. После истечения этого срока начинается просрочка.

То есть, фактически неустойку можно получить по истечении 20 дней во всех 3 ситуациях:

  1. отказ в выплате – тогда 1% начисляется с 21 дня от подачи документов и до подачи иска в суд или досудебной претензии,
  2. просрочка выплаты – истребуется с 21 дня и до факта удовлетворения возмещения (обычно сумма получается небольшая),
  3. недостаточная сумма выплаты – тогда считается разница между фактической суммой ущерба и того, что оплатила страховая компания, и уже с разницы высчитывается 1% за каждый день с 21 дня.

Здесь достаточно много тонкостей, начиная с простого наличия доказательства о том, что документы Вы подали, и отсчёт срока для выплаты вообще начался и заканчивая уменьшением неустойки. Все их Вы можете рассмотреть в нашей статье о ситуациях, когда страховая отказывает в выплате.

Но случай уменьшения суммы неустойки мы рассмотрим отдельно. Дело здесь в соответствующей статье со счастливым (безусловно, счастливым для страховой) числом 333 Гражданского кодекса. Она разрешает судье уменьшать сумму выплаты неустойки почти во всех спорах по ОСАГО после ДТП. Вот пример судебного решения, где неустойка была уменьшена почти в 3 раза, и такое чаще всего и происходит.

Моральный вред

  • Основание: статья 151 ГК РФ,
  • сколько: символическая сумма (обычно от 1 000 до 10 000 рублей),
  • в каких случаях: если Вы докажете наличие моральных страданий,
  • как получить выплату после ДТП: изложив соответствующее требование в досудебной претензии или иске.

Моральный вред – очень спорный вопрос в любых судах. Дело здесь в том, что судебная практика 2020 года очень строго оценивает причинённые Вам в результате несвоевременной выплаты, отказа страховой или недостаточной выплаты моральные страдания и чаще всего уменьшает сумму в разы. Обычно такие суммы варьируются от тысячи до 10 тысяч рублей.

Вот пример уменьшения морального вреда с 10000 до 3000 рублей.

Штраф страховой в пользу истца

  • Основание: статья 16.1 ФЗ “Об ОСАГО”,
  • сколько: 50% от общей суммы иска,
  • в каких случаях: только по суду,
  • как получить выплату после ДТП: изложив соответствующее требование в исковом заявлении.

Да-да, штрафы бывают не только административные, но и гражданские – то есть в пользу истца. В данной ситуации штраф положен за отказ от досудебного урегулирования вопроса.

И это ещё более тонкая выплата по ОСАГО после аварии, нежели перечисленные выше, которую можно получить не всегда, но часто.

Как Вы уже наверняка поняли, выплата штрафа возможна только в результате её назначения судьёй, потому как штраф именно за отказ от досудебного урегулирования вопроса с возмещением вреда.

Часто бывает так, что страховая до последнего надеется, что Вы не подадите иск в суд, но, получив повестку, буквально за день до суда выплачивает все возмещения по иску.

Здесь ничего не поделать – страховая исполнила свои обязательства и избежала штрафа.

Но даже если такое не случится, то, как и в обстоятельствах с неустойкой, судья вправе уменьшить размер штрафа, и чёткие 50% в законе для него не помеха. И аналогично размер может быть уменьшен в несколько раз.

И снова судебная практика:

  • решение с уменьшением с 383(!) тысяч рублей до 7,5 тысяч,
  • решение с уменьшением с 35 000 до 25 000 рублей,
  • решение с уменьшением штрафа с 15 000 до 10 000 рублей.

Выплаты напрямую с виновника

Выше мы перечислили всевозможные выплаты, какие можно получить по ОСАГО после ДТП. Но ими не ограничивается возмещение вреда. Какие ещё выплаты могут быть напрямую с виновника?

Но прежде отметим, что если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то Вы можете рассчитывать на все вышеперечисленные требования, кроме штрафа и морального вреда, также неустойка будет считаться не утверждённым процентом, а разумной мерой по убеждениям суда.

Моральный вред за ДТП

  • Основание: статья 151 ГК,
  • сколько: от 3 до 12 тысяч рублей,
  • в каких случаях: во внесудебном порядке или по суду,
  • как получить выплату после ДТП: по требованию к виновнику.

В отличие от взыскания морального вреда по суду со страховой компании, когда такой вред причинён именно действиями со стороны страховой (отказ, мало денег задержка выплаты), в данном случае моральный вред можно взыскать, полученный именно из-за аварии.

Такая выплата взыскивается только с виновника напрямую, со страховой компании её взыскать нельзя.

И, аналогично, сумма уменьшается в несколько раз. Даже если Вы потребуете выплатить Вам миллион рублей, обосновывая это тем, что полная гибель Вашего Мазерати довела до психического расстройства, показав медсправку, судья всё равно уменьшит сумму до стандартных значений.

Разница между расчётом с износом и без

  • Основание: статья 12, пункт 19 ФЗ “Об ОСАГО”, Постановление КС РФ,
  • сколько: недостающая сумма расчёта без износа,
  • в каких случаях: если страховая посчитала запчасти с учётом износа,
  • как получить выплату после ДТП: по требованию к виновнику.

Мы уже сделали вывод из нашей отдельной статьи о взыскании разницы напрямую с виновника, что по ОСАГО страхуется только часть ответственности водителя в аварии. И, к сожалению, это правда. Страховая компания имеет полное право посчитать компенсацию ущерба в ДТП с учётом износа, и законодатели в курсе, что это часто может быть меньше реальной стоимости ремонта машины. Поэтому Конституционный суд вынес постановление, что разницу в такой ситуации можно взыскать напрямую с виновника.

А в следующей статье мы выясним, какие выплаты положены по ОСАГО при вреде здоровью и жизни пострадавшего в ДТП.

Источник: https://AutoTonkosti.ru/q/kakie-vyplaty-mozhno-poluchit-po-osago-posle-dtp

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.