Лишили прав без суда

Лишат прав без суда: как будут бороться с неадекватными водителями :

Лишили прав без суда

МВД России и Минздрав после многих лет противостояния впервые смогли договориться о порядке работы с водителями, потерявшими право управления транспортными средствами по медицинским показаниям.

Речь идет, в частности, о таких заболеваниях, как алкоголизм и наркомания, а также о хронических и затяжных психических расстройствах.

Сейчас автомобилисты с такими диагнозами не сдают права добровольно, а из-за отсутствия взаимодействия между ведомствами оперативно узнать об изменении статуса водителя в ГИБДД не могут. Это приводит к тому, что на дорогах продолжают ездить тысячи неадекватных автомобилистов.

Теперь же, как сообщили Autonews.ru в Госавтоинспекции, ведомства совместно разработали поправки в законодательство, исключающие возможность управления транспортным средством водителями с медицинскими противопоказаниями. Речь идет об изменениях в федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Согласно пояснительной записке к законопроекту, он вступит в силу с 1 июля 2022 года.

К названному времени в России все-таки появится электронная база водителей — потенциальных лишенцев, о которой так долго просили в ГИБДД и Генпрокуратуре. А сотрудники МВД России смогут получить доступ к информации о водителях с проблемными диагнозами еще до истечения срока действия их водительских удостоверений.

Автосервисы Autonews

Искать больше не нужно. Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.

Выбрать сервис

Теперь при выявлении у водителя заболеваний или состояний, при которых запрещено управлять транспортными средствами, данные о них будут фиксироваться в медицинской информационной системе и поступать в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. Водителей из зоны риска будут направлять на прохождение внеочередного обязательного медицинского освидетельствования, что нужно будет сделать в течение месяца.

При подтверждении диагноза либо в случае неявки на обязательное освидетельствование информация поступит в МВД для последующего аннулирования водительского удостоверения без участия дополнительных структур. Сейчас же этот процесс занимает очень много времени.

 РБК

Психиатр-нарколог Александр Ковтун рассказал Autonews.ru, что процесс лишения прав наркомана или алкоголика может занять от года до полутора лет. «С того момента, когда государство узнает, что человек является наркоманом или алкоголиком, и до самого лишения прав уходят месяцы и годы. Общество все это время совершенно не защищено от таких водителей», — сказал врач.

Новый механизм позволит лишать таких водителей прав более оперативно, пояснили Autonews.ru в Госавтоинспекции: «Сейчас прокуратура запрашивает данные в Минздраве, потом направляет в суд, потом — в ГИБДД, где и принимают решение об аннулировании прав. После вступления поправок в силу ГИБДД будет принимать решение об аннулировании напрямую».

Зачем нужна электронная база

В настоящее время водители обязаны проходить медицинское освидетельствование по истечении 10-летнего срока действия водительского удостоверения.

Однако за это время, как не раз говорили представители ГИБДД, Генпрокуратуры и экспертного сообщества, у автомобилистов могут обнаружить не выявленные ранее медицинские показания или медицинские ограничения, с которыми нельзя садиться за руль. Либо такие показания могут появиться, причем речь не только про зависимости.

«Человек получает права на 10 лет, за это время у него могут проявиться серьезные медпротивопоказания к управлению ТС, — рассказывал Autonews.ru официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной. — Это не означает, что за это время он станет наркоманом или алкоголиком.

Других диагнозов, при которых вождение ТС запрещено, достаточно. Выявление таких автомобилистов пока происходит вручную: прокуроры выезжают в психдиспансеры или наркологические диспансеры, в органы ГИБДД, сверяют картотеки. Можно представить, какая это работа.

Базы постоянно пополняются, и если в крупных городах России такие базы электронные, то в регионах это могут быть обычные бумажные карточки».

При этом прокурорские проверки ежегодно показывают, что не всегда медицинские учреждения надлежащим образом выполняют обязанности по учету наркозависимых лиц и контролю по выдаче медицинских справок.

Как получают липовые справки

Иногда в регионах автомобилисты пользуются незнанием законодательства задействованных в схеме выдачи прав специалистов.

Например, справки о том, что водитель не стоит на учете в наркологическом и психдиспансере, можно получить только по месту жительства.

Некоторые автомобилисты специально обращаются за такими справками в больницы в других районах города, где им по незнанию или другим причинам выдают нужные документы. Выдавать и принимать в ГИБДД такие справки нельзя, но иногда такие ошибки допускают.

По данным ГИБДД, в течение последних трех лет было задержано более 77 тыс. водителей с наличием медицинских противопоказаний или ограничений к управлению транспортными средствами (15 448 в 2017 г., 28 603 — в 2018 г. и 33 126 — по итогам девяти месяцев 2019 года). В связи с этим более 36 тыс.

водительских удостоверений было аннулировано на основании судебных решений о прекращении права на управление транспортными средствами (11 478 водительских удостоверений в 2017 г., 12 866 — в 2018 г. и 11 718 — по итогам девяти месяцев 2019 года).

В остальных случаях водителей лишили права управления отдельными категориями транспортных средств.

Что изменится при получении и замене прав

После принятия поправок медицинское заключение о состоянии здоровья водителя будет формироваться в электронном виде.

Таким образом, при получении или замене водительского удостоверения необходимость представления медицинского заключения в бумажном виде не потребуется — всю необходимую информацию о прохождении обязательного медицинского освидетельствования Госавтоинспекция сможет запросить через систему межведомственного электронного взаимодействия. При желании водитель может попросить выдать ему и бумажный документ, но он в целом нигде не понадобится.

Как считают в ГИБДД России, нововведения позволят исключить возможность допуска к управлению транспортными средствами водителей, имеющих к этому медицинские противопоказания, что окажет положительное влияние на безопасность дорожного движения.

Ранее в Минздраве заявляли, что сведения, которые предполагается предоставлять органам внутренних дел в рамках информационного межведомственного взаимодействия, составляют врачебную тайну согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 21.11.

2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». При этом сотрудники полиции могут запрашивать соответствующие сведения в рамках закона «О полиции» — ответ на них должен приходить в течение месяца.

Дальнейшие запросы о позиции Минздрава относительно законопроекта в ведомстве игнорировали в течение года.

Источник: https://www.autonews.ru/news/5df1dbcd9a7947273c58bd80

Больше не тайна: ГИБДД узнает о болезнях россиян

Лишили прав без суда

Медицинские справки в электронном виде могут полностью заменить бумажные при получении или обмене водительских прав, говорится на сайте МВД России. В ведомстве отметили, что сотрудники МВД совместно с Минздравом подготовили изменения в закон «О безопасности дорожного движения» для того, чтобы усовершенствовать систему обеспечения безопасности на дорогах.

«Таким образом, при получении или замене водительского удостоверения необходимость представления медицинского заключения в бумажном виде не потребуется — всю необходимую информацию о прохождении обязательного медицинского освидетельствования Госавтоинспекция сможет запросить через систему межведомственного электронного взаимодействия», — говорится на сайте Министерства внутренних дел.

В ведомстве отметили, что бумажный вариант справки может быть выдан водителю по его желанию.

В законопроекте также отмечается, что МВД России будет получать информацию и о тех водителях, у которых в какой-либо момент выявили новое заболевание, которое является противопоказанием для управления транспортом. Если это будет выявлено до истечения срока действия водительских прав, водителя обяжут пройти внеплановое медицинское обследование в течение месяца.

Если человек не станет его делать или диагноз подтвердится, то его водительское удостоверение будет аннулировано, так как МВД оперативно получит всю информацию, касающуюся этого вопроса.

Она будет предоставляться сотрудникам ведомства непосредственно медицинскими организациями, которые будут ее вносить в единую программу.

Как рассказала в октябре этого года глава Минздара Вероника Скворцова, обмен данными будет происходить через создаваемую единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

«Таким образом, данные нововведения позволят исключить возможность допуска к управлению транспортными средствами водителей, имеющих к этому медицинские противопоказания, что окажет положительное влияние на безопасность дорожного движения», — считают в МВД.

Кроме того, там отметили, что эти нововведения «позволят оптимизировать межведомственное информационное взаимодействие» по обмену информацией о состоянии здоровья водителей. Вместе с тем в ведомстве уверены, что такая система позволит «сократить временные затраты граждан при получении или замене водительского удостоверения».

На сайте Министерства внутренних дел добавили, что сейчас законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для оценки экспертами.

Таким образом, если в настоящее время лишить водительских прав может только прокуратура и только после решения суда, то после того как закон вступит в силу, этим будет заниматься Госавтоинспекция, не привлекая к решению этого вопроса суды. Подтверждение диагноза или неявка на медобследование станут основанием для автоматического аннулирования водительского удостоверения. По данным «Российской газеты» закон должен вступить в силу 1 июля 2022 года.

Первый зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков считает, что эти предложения необходимы в нынешней ситуации на дорогах страны.

«Предложения правильные и нужные, поскольку зачастую за рулем находятся люди, страдающие заболеваниями, которые недопустимы для управления ТС. Так, несколько лет назад Генпрокуратура выявила более 20 тыс. водителей с такими заболеваниями, и их права через суд были признаны недействительными», — отметил депутат в комментарии «Газете.Ru».

В свою очередь председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин заявил в эфире НСН, что нововведения могут привести «к самым печальным последствиям», например, к коррупции и увеличению количества смертей среди водителей. «Водители просто перестанут обращаться в медучреждения, боясь, что эта информация уйдет в госавтоинспекцию и они потеряют права», — уверен собеседник агентства.

Ранее в Генпрокуратуре отмечали, что прокуроры по всей стране добиваются через суды лишения водительских прав людей, чье состояние здоровья не позволяет им управлять транспортом. По словам первого замгенпрокурора РФ Александра Буксмана, за последние 10 лет таких исков было направлено порядка 80 тыс.

В основном они касались лиц, страдающих наркоманией, алкоголизмом и имеющих психические расстройства. Он отметил, что почти все они были удовлетворены.

«Допуск таких граждан к управлению транспортными средствами стал возможен по причине отсутствия надлежащего взаимодействия между МВД России и Минздравом России, своевременного и полного обмена информацией о наличии у таких лиц медицинских противопоказаний», — уверен Буксман.

Кстати, с 22 ноября ужесточатся правила проведения обязательного медосвидетельствования водителей. Наркологи должны указывать, есть ли психоактивные вещества в моче, а также проводить определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови. Ранее такие манипуляции проводились только в случае, если были замечены симптомы.

Стоит отметить, что Госавтоинспекция уже несколько лет пытается наладить с Минздравом обмен информацией. До этого медицинское ведомство долгое время сопротивлялось этой инициативе, не желая раскрывать врачебную тайну.

В ГИБДД же утверждали, что никакие персональные данные им не требуются, нужно только подтверждение, что гражданин может сесть за руль.

По данным ГИБДД, многие водители, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью, имеют водительские удостоверения и управляют автомобилем, что «создает угрозу безопасности, жизни и здоровью других участников дорожного движения», передает «Коммерсант».

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2019/11/20_a_12823280.shtml

Кассационный суд запретил лишать водителей прав заочно

Лишили прав без суда

Второй кассационный суд общей юрисдикции вернул права нескольким водителям, которых не известили, как положено, о дате суда.

Например, житель Смоленска Г. был наказан за оставление места ДТП. Дело рассмотрели без него, нижестоящий суд на четыре месяца лишил человека прав.

Если водителю не дали шанса высказаться на суде в свою защиту, то это серьезное процессуальное нарушение. Наказывать в таком случае его нельзя

Парадоксальная ситуация: в наши дни постоянно возникают сбои с уведомлением человека в ходе каких-то правовых процедур, причем не только судебных процессов.

С одной стороны, мы сегодня стали мобильны, нередко прописаны в одном месте, живем в другом, а иногда ночуем и в третьем.

С другой, благодаря электронным технологиям реально потеряться человеку сегодня не так-то просто. Почему же тогда его не находят?

У судов есть четкие алгоритмы, которые надо выполнить, чтобы известить гражданина. Но порой эти алгоритмы не срабатывают, так как по сути устарели. А иногда суды не делают даже того, что могут и должны, и в итоге человека наказывают без его ведома. В данном случае извещение о явке на судебное заседание направлялось гражданину Г. по месту регистрации.
Предложено объявить амнистию для водителей, лишенных прав

“Данное извещение возвратилось мировому судье за истечением срока хранения”, – говорится в материалах дела. Однако, как обратил внимание Кассационный суд, при возбуждении дела Г. указал, что не проживает по месту регистрации, сообщив место фактического проживания. То есть суду достаточно было внимательно прочитать протокол.

“По месту фактического проживания, указанному в протоколе об административном правонарушении, извещение лицу, в отношении которого ведется производство по делу, не направлялось, – отметил Второй кассационный суд.

– Таким образом, рассмотрение дела состоялось в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Следовательно, мировым судьей не были созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица”.

По мнению кассационной инстанции, допущенное нарушение было существенным. Ведь фактически человека лишили права на защиту. Возможно, ему было что сказать в ответ на предъявленные претензии. Но раз водителю не дали шанса высказаться, наказывать его не за что. Таков закон.

В другом случае лишили прав на год и три месяца жителя столицы А. – тоже за оставление места ДТП. Но и здесь суд не исполнил важные формальности.

В России предложили объявить амнистию для лишенных прав водителей

“В результате изучения представленных материалов дела судьей Второго кассационного суда общей юрисдикции установлено, что А.

извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении посредством SMS-сообщения, отправленного на номер мобильного телефона, указанный им в обязательстве о явке.

При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения, подтверждающие согласие А. на уведомление при помощи SMS-сообщения”, – рассказали во Втором кассационном суде.

Но на составление протокола А. не пришел, значит, извещение не сработало. По каким причинам, можно только гадать. Допустим, сломался телефон. Или человек сменил номер. Поскольку нужной бумаги он не подписал, это уже не его проблемы, наказание отменено, права вернули.

Справка “РГ”

Надо сказать, что процент прекращения таких дел у нас не очень большой. Так, за оставление места ДТП в первом полугодии прошлого года, по данным судебного департамента, было рассмотрено почти 37 тысяч дел. А прекращено с освобождением от административного наказания только 2 тысячи.

Как правило, такие дела прекращаются именно из-за процессуальных нарушений, допущенных при их оформлении или уже непосредственно в судах. Судебная практика показывает, что довольно часто в протоколе указывается адрес регистрации того или иного нарушителя. Но при этом мало кто устанавливает его фактическое место проживания.

В результате человек оказывается без права на защиту собственных интересов. А это серьезное процессуальное нарушение, на основании которого дела, как правило, прекращаются.

Гораздо больше поводов для прекращения дел встречается по так называемым пьяным водительским статьям. Там основными поводами для освобождения от ответственности становятся нарушения процедуры оформления нетрезвого водителя.

Например, инспектор сначала заставил водителя дунуть в алкотестер, а только потом начал оформлять протокол отстранения от управления машиной. Или провел процедуру без понятых. Хотя и по этим статьям процент прекращения дел не так уж велик.

По данным ГИБДД, из 260 тысяч дел, направленных в суд, прекращено производство по 2100 делам.

Подготовил Владимир Баршев

Источник: https://rg.ru/2020/03/30/kassacionnyj-sud-zapretil-lishat-voditelej-prav-zaochno.html

Лишение прав без суда: сможет ли ГИБДД лишить водительского удостоверения

Лишили прав без суда

Законодательством Российской Федерации определен ряд положений, в соответствии с которыми гражданин может быть лишен прав на управление транспортным средством. Как правило, после выявления нарушений дело направляется в суд.

В итоге именно он выносит решение об аннулировании удостоверения. Но не так давно появилась новость, что теперь смогут сотрудники ГАИ лишать водительских прав без суда.

Водителям, заинтересованным в соблюдении собственных интересов, стоит обратить внимание на данное сообщение, чтобы впоследствии изъятие удостоверения инспектором не стало сюрпризом.

В каких случаях могут лишить удостоверения

Прав на управление транспортным средством могут лишить в ряде случаев по статьям, предусмотренным в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Наиболее распространенные случаи таковы:

  • можно потерять удостоверение на срок до 3 месяцев, если водитель ездит на автомобиле, который не поставлен на учет. Аналогичное наказание предусмотрено за управление ТС без госзнаков или измененными номерами;
  • могут лишать прав и до 6 месяцев, если автомобилист превысил скорость на 80 км/ч. Это же актуально, когда водитель совершил маневр через железнодорожный проезд при запрещающем сигнале светофора или при закрывающемся шлагбауме. Кроме того, нарушителю придется распрощаться с удостоверением на полгода, если он систематически игнорирует знаки светофора или решил провести обгон по встречной полосе;
  • утрата водительских прав на год возможна, если ТС оборудовано заведомо фальшивыми государственными регистрационными знаками;
  • также можно потерять права и до 2 лет, если сотрудник ГАИ остановил водителя, который управляет транспортным средством в состоянии алкогольного или же наркотического опьянения.

Помимо указанных выше оснований, предусмотрены и другие причины назначения наказания. При этом закон периодически пополняется новыми основаниями для лишения недобросовестных водителей прав на управление транспортным средством.

Можно ли потерять права без суда

В соответствии с действующими нормами законодательства лишение водительских прав находится в компетенции суда, а не Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Инспекторы только обеспечивают фиксацию правонарушения, составляя протокол.

сотрудник ГАИ также не вправе препятствовать дальнейшему передвижению. Но существует исключение – если лицо, управляющее транспортным средством, пребывает в состоянии опьянения, инспектор может отстранить его от дальнейшего участия в дорожном движении.

После этого дело передается в секретариат суда, где уполномоченным лицом по полученным материалам выносится решение об изъятии удостоверения. Если в результате было вынесено постановление о лишении прав, нарушитель может обжаловать его на протяжении 10 дней после получения документов на руки.

Что дальше

На фоне ожидающейся «ревизии» КоАП РФ рассматриваются достаточно неоднозначные поправки. В том числе и в части, касающейся наказания за нарушение Правил дорожного движения.

Осенью 2019 года были опубликованы изменения в закон «О безопасности дорожного движения». Ожидаемые изменения подготовлены МВД и Минздравом.

Их основная цель – добиться усовершенствования системы безопасности для предотвращения аварийных ситуаций на дороге.

За счет данных корректировок отпадает необходимость в бумажной медсправке – все нужные сведения будут отображаться в электронном варианте. При этом ГИБДД сможет получать информацию о состоянии здоровья водителей через межведомственную систему.

То есть МВД России будет вовремя уведомляться о выявлении новых заболеваний у автомобилистов, которые выступают противопоказаниями для дальнейшего управления транспортным средством.

Если данный факт будет обнаружен до истечения срока действия прав, водителю придется повторно пройти обследование на протяжении месяца.

Если же гражданин откажется от сдачи анализов или же диагноз в итоге будет подтвержден, его право на управление ТС аннулируется сразу же. Для этого сотрудникам ГИБДД не придется обращаться в суд с требованием лишить прав конкретного человека. МВД будет получать информацию оперативно из достоверных источников, поэтому сможет самостоятельно разрешить вопрос об изъятии удостоверения.

По мнению Министерства внутренних дел, подобные поправки помогут снизить риски допущения к вождению лиц, имеющих противопоказания к управлению транспортным средством. Таким образом оказывается положительное влияние на общую безопасность дорожного движения.

Сейчас данная инициатива находится на портале проектов нормативных правовых актов. Его содержание оценивается экспертами на предмет выявления возможных несоответствий или несоблюдения интересов граждан. В дальнейшем положения могут быть изменены, но вряд ли будет исключена возможность лишения водительских прав без суда.

Таким образом, в 2020 году аннулировать удостоверение на управление транспортным средством может исключительно прокуратура только после получения соответствующего решения суда.

В дальнейшем же, после вступления в силу нового закона, полномочия расширятся на инспекторов Госавтоинспекции. Что исключает необходимость привлечения судов.

По предварительным данным указанные поправки должны быть введены в действие с 1 июля 2022 года.

Что касается остальных оснований для лишения прав, решение по данным позициям также остается за судом.

Как вернуть права

Несмотря на планируемое введение новых поправок, нужно знать: как возвращать удостоверение после его аннулирования.

В соответствии с текущими положениями нормативно-правовых актов для начала нужно дождаться, пока период наказания не истечет.

Второй важный шаг – повторно сдать теоретический экзамен по правилам дорожного движения. Если он пройден успешно, остается посетить подразделение ГИБДД.

Однако если лишение водительских прав будет производиться на основании появления медицинских противопоказаний, вернуть их просто так не выйдет. С учетом причины придется пройти обследование в аккредитованном медицинском учреждении для получения подтверждения устранения факторов, препятствующих управлению транспортным средством.

С учетом практики прошлых лет, вполне возможно возникновение осложнений при взаимодействии с ГИБДД. Далеко не факт, что система выявления противопоказаний будет работать идеально. Поэтому водителям нужно быть готовым к тому, чтобы по требованию и в срок повторно проходить обследования, тем самым избавляясь от чрезмерного внимания Госавтоинспекции.

В любом случае, чтобы не стать заложником неприятного «сюрприза» после вступления в силу закону, нужно отслеживать последние изменения в законодательстве.

Может ли ГИБДД лишить водительских прав без суда? обновлено: 23 декабря, 2019 автором: admin

Источник: https://lawcars.ru/mozhet-li-gibdd-lishit-voditelskih-prav-bez-suda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.