Материальный ущерб при дтп судебная практика

дтп с пешеходом возмещение ущерба

Материальный ущерб при дтп судебная практика

В страховых спорах по результатам ДТП основное внимание привлекают автовладельцы и их машины. Это и понятно, обычно на дороге «выясняют отношения» с участием автомобилей.

Но случается, что участниками ДТП становятся автовладелец и пешеход. Чаще всего потерпевшим в таких ситуациях оказывается последний, но бывает, что и автомобилю наносится существенный вред.

Как в этом случае решается вопрос возмещения ущерба пешеходу и автовладельцу?

ГК РФ дает каждому гражданину право на компенсацию ущерба, нанесенного его имуществу и/или здоровью (п. 1 ст. 1064 ГК РФ), а также возмещение морального вреда (ст. 151, 1100 ГК РФ).

ТС закон относит к средствам повышенной опасности. П. 1 ст. 1079 ГК РФ указывает, что ответственность за вред, нанесенный транспортными средствами, возлагается на их владельцев, которые обязаны возместить пешеходам вред, причиненный в ДТП – независимо от того, по чьей вине произошла авария.

Нужно понимать, что водитель не всегда является владельцем ТС. Например, он может использовать его по договору аренды или доверенности. Но в любом случае ответственность несет именно владелец машины.

Есть только три исключения, при которых он может быть признан не ответственным за последствия ДТП: если произошло событие непреодолимой силы (форс-мажор), потерпевший преднамеренно спровоцировал столкновение (то есть имел место умысел), автомобиль был угнан.

В дальнейшем для простоты изложения будем считать, что водитель автомобиля, попавшего в аварию, является и его владельцем.

При ДТП с пешеходом возмещение ущерба зависит от последствий аварии. Закон четко разделяет вид вреда, нанесенного пешеходу в результате автопроисшествия. Это может быть:

  • имущественный ущерб;
  • вред здоровью;
  • вред жизни (смертельный случай);
  • моральный вред, то есть физические и психические страдания потерпевшего.

В каждом из этих случаев имеются свои нюансы при получении возмещения.

Имущественный вред

Он подразделяется на два вида – повреждение и уничтожение. В первом случае возмещению подлежат траты на ремонт, расходы на транспортировку, хранение и т. п. При уничтожении имущества потерпевший может претендовать на возмещение той его стоимости, которая была актуальна в день ДТП.

Чтобы доказать факт имущественного вреда, потерпевший должен представить соответствующие документы.

  1. Справку о факте ДТП, выданную работником ГИБДД.
  2. Справку, подтверждающую право собственности потерпевшего на имущество.
  3. Заключение эксперта о размерах понесенного ущерба. К ней может быть добавлена и оплата услуг самого эксперта, подтвержденная квитанцией.
  4. Квитанции об оплате транспортировки, хранения и прочих манипуляций с поврежденным имуществом.
  5. Документы, которые подтверждают факт и величину расходов на ремонт – оплата ремонтникам, стоимость запасных частей, материалов и пр.

Справка о факте ДТП требуется во всех без исключения случаях, поэтому в дальнейшем о ней не будет упоминаться.

Вред здоровью

Возмещение вреда здоровью включает компенсацию потерянного заработка или иного дохода, покрытие расходов на лечение – траты на лекарства, спецпитание, уход, больничное или санаторное лечение и т.п.

Важно! Компенсации подлежат только реальные траты. Если лечение и реабилитация были бесплатными, пострадавший не может рассчитывать на их денежное возмещение.

Для получения компенсации представляются следующие документы:

    • медицинское заключение об утрате трудоспособности;
    • справки о среднемесячном заработке, пенсии, доходе от бизнеса и пр.;
    • документы, подтверждающие расходы на лечение: квитанции об оплате питания, лекарств, медуслуг, выписку из истории болезни и т.п.

Гибель

Возмещение в случае гибели пострадавшего состоит из двух частей.

  1. Расходы на погребение.
  2. Компенсация лицам, которые состояли на иждивении погибшего. В основном это дети до 18-ти лет и инвалиды, состоявшие в родственных отношениях с погибшим и бывшие его иждивенцами. Полный список таких лиц перечислен в ст. 1088 ГК РФ.

Для подтверждения факта потери кормильца всем иждивенцем необходимо представить соответствующие документы. Их форма зависит от конкретных условий. Это может быть справка из учебного заведения, свидетельство о рождении детей, заключение о состоянии здоровья инвалидов и т.п.

Факт расходов на похороны погибшего в ДТП также требует документального подтверждения – чеков, квитанций и прочее.

Моральный вред

Моральный вред может представляться чем-то эфемерным, но на самом деле все просто. Считается, что если был нанесен вред здоровью, то вы обязательно испытывали физические и психические страдания. Таким образом, доказав, что был нанесен вред здоровью, вы автоматически доказываете и моральный вред.

Величина компенсации морального вреда определяется степенью ущерба, нанесенного физическому и психическому здоровью пострадавшего. Подтверждается моральный вред тем же документами, что и вред здоровью. Принимаются во внимание и показания свидетелей.

Дтп с пешеходом: возмещение ущерба через страховую

У пешехода есть два способа получения выплат за ущерб, причиненный ему в ДТП. Подать иск к автовладельцу или обратиться к страховщику, который застраховал его ответственность.

Во втором случае потерпевшему нужно как можно быстрее после автопроисшествия обратиться к страховщику, чтобы уведомить его о страховом случае.

При этом ему необходимо представить документ (справку), подтверждающий факт аварии, заявление с просьбой о выплате компенсации и все документы, подтверждающие вред, нанесенный его имуществу и/или здоровью. О том, что это за документы, рассказывается выше.

Максимальный срок рассмотрения страховщиком документов составляет 20 дней за исключением нерабочих. В течение этого периода страховая компания обязана либо выплатить компенсацию, либо отказать в этом, обосновав свое решение.

Страховщик знает, что, если выплаты или отказ в них не поступят к потерпевшему в отведенное время, ему придется выплачивать пени. Это хороший стимул, чтобы не волокитить дело.

Максимальные суммы возмещения ущерба оговорены в ст. 7 Закона об ОСАГО. На сегодняшний день они составляют:

  • 500 тыс. руб. – для компенсации вреда, нанесенного здоровью или жизни каждого пострадавшего;
  • 400 тыс. руб. – при возмещении ущерба имуществу всех пострадавших.

Если фактический ущерб оказывается большим, чем страховые выплаты, недостающая сумма может быть взыскана через обращение в суд с иском к лицу, которое ответственно за причиненный вред.

Кроме страховки ОСАГО автовладелец может иметь договор о добровольном страховании. В таких случаях потерпевшему дано право обратиться за компенсацией в компанию, которая оформила добровольное страхование. Причем выплаты при этом варианте могут быть выше, чем при ОСАГО.

На заметку! Если автовладелец, виновный в ДТП, вообще не застраховал свою ответственность, или виновное лицо не установлено, потерпевшему имеет смысл обратиться с просьбой о компенсации в Российский Союз Автостраховщиков.

Пешеходу предоставляется право требовать компенсации причиненного ему вреда прямо от автовладельца. Причем не имеет значения, была застрахована ответственность того или нет.

То есть закон дает потерпевшему право обратиться в суд, вообще не обращаясь к страховщику.

Ответчик (автовладелец) в этом случае должен поставить страховую компанию в известность о том, что ему направлен иск о возмещении ущерба, и привлечь, таким образом, страховщика к участию в деле (п. 2 ст. 11 Закона «Об ОСАГО»).

Как определяет материальный ущерб при ДТП пешеходу судебная практика в России? Основанием для начала процесса по вопросу возмещения ущерба пешеходу служит его исковое заявление суд. Ответчиком в нем указывается автовладелец, по вине которого пешеходу был причинен ущерб. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие величину причиненного ущерба.

Иногда возникает вопрос, в какой именно суд направлять заявление? Это определяется видом ущерба.

Если повреждению или уничтожению подверглось имущество, то такие дела рассматривает суд по месту жительства ответчика, то есть автовладельца.

При нанесении вреда жизни или здоровью иск может быть направлен как в суд по месту жительства ответчика, так и истца – как удобнее потерпевшему (ч. 5 ст. 29 ГПК РФ).

В случае если автовладелец не застраховал свою ответственность, рассмотрение судом иска пострадавшего производится в общем порядке.

На заметку! Если ДТП произошло в результате технической неисправности ТС, то согласно закону №170-ФЗ от 01.07.2011 пострадавший пешеход имеет право требовать компенсацию вреда от организации, которая проводила техосмотр. Но только в том случае, если оператором техосмотра являлась частная, а не государственная организация.

Многообразие вариантов ведения дела и обилие требуемых документов делает процесс получения компенсации непростым. Поэтому если вы не уверены в том, что сможете самостоятельно разобраться во всех юридических тонкостях, лучше обратиться за помощью к грамотному адвокату. Так больше шансов получить максимально возможную компенсацию.

Дтп с пешеходом: возмещение ущерба автомобилю

Возможна ситуация, когда пешеход грубо нарушает правила дорожного движения, и в результате его действий получает повреждения автомобиль.

Если виновником ДТП оказался пешеход, водитель избавляется от административной ответственности, а его страховщик возмещает ущерб пешеходу.

Но возникает вопрос – имеет ли в этом случае автовладелец или его страховая компания право требовать с пешехода возмещения трат на ремонт автомобиля?

При ДТП с пешеходом возмещение ущерба автомобилю не так давно представляло собой довольно сложную задачу для судей. Однако несколько лет назад был создан прецедент для подобных судебных споров (определение КС РФ от 04.10.2012 N 1833-О).

Вкратце детали этого дела таковы. Несовершеннолетняя девочка перебежала дорогу в неположенном месте и попала под автомобиль, получив телесные повреждения. Деньги на ее лечение были выплачены страховщиком автовладельца. Автомобиль, застрахованный по КАСКО, был отремонтирован за деньги страховой компании.

Поскольку виновницей ДТП была признана девочка, страховая компания решила взыскать с ее родителей сумму, которая компенсировала бы ее потери в результате страховых выплат.

После рассмотрения дела судами различных инстанций окончательное решение было принято Верховным Судом, который удовлетворил иск страховой компании и взыскал деньги с родителей виновницы ДТП.

Этот прецедент позволяет привлекать к финансовой ответственности недисциплинированных пешеходов, по вине которых наносится ущерб имуществу автовладельцев.

Источник: http://1avtourist.ru/vozmeshhenie-ushherba-ot-dtp/materialnyj-usbnaya-praktika.html

Вс пояснил, какие обстоятельства подлежат доказыванию в спорах о взыскании убытков по дтп

Материальный ущерб при дтп судебная практика

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла Определение № 66-КГ20-3 по спору о взыскании убытков владельцем авто, пострадавшего в ДТП, с его виновника.

В сентябре 2017 г. в Иркутске произошло ДТП с тремя автомобилями, виновным в совершении которого признали одного из водителей – Михаила Смирнова.

Впоследствии владелица одного из поврежденных автомобилей Анастасия Нагорская обратилась в страховую компанию за прямым возмещением убытков, однако ей было отказано в этом из-за отсутствия полиса ОСАГО у виновника ДТП.

В связи с этим женщина предъявила Михаилу Смирнову иск о взыскании убытков на сумму свыше 515 тыс. руб., расходов на проведение экспертизы в размере 18 тыс. руб. и уплаченной госпошлины более 11 тыс. рублей.

Суд отказал как в удовлетворении иска, так и во взыскании расходов по составлению рецензии на заключение эксперта.

При этом он исходил из того, что вина Михаила Смирнова в совершении ДТП не нашла своего подтверждения в материалах дела.

В дальнейшем это решение суда устояло в апелляции, которая сочла, сославшись на заключение эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» от 8 января 2018 г., что в ДТП виновна именно истица, а не ответчик.

В кассационной жалобе в Верховный Суд Анастасия Нагорская обжаловала судебные акты как незаконные.

После изучения материалов дела Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ со ссылкой на ст.

86 и 87 ГПК РФ напомнила, что заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В случаях недостаточной ясности или неполноты экспертного заключения суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.

Как пояснила Коллегия, в рассматриваемом деле представитель Анастасии Нагорской ходатайствовал о назначении повторной экспертизы, ссылаясь на недопустимость заключения эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» в связи с допущенными при ее выполнении существенными нарушениями, а также имеющимися в нем противоречиями. Тем не менее суд первой инстанции отказал в удовлетворении такого ходатайства, но не дал оценки доводам представителя истца о недостатках заключения эксперта и допущенных им нарушениях в нарушение ст. 198 ГПК РФ.

При этом из установленных судом обстоятельств следовало, что столкновение двух автомобилей, принадлежащих участникам спора, произошло вследствие перестроения автомобиля под управлением ответчика в правый ряд, по которому двигался автомобиль под управлением Нагорской. На момент столкновения маневр перестроения Смирновым завершен не был.

«Отказывая в иске, судебные инстанции сослались на заключение эксперта о том, что Анастасия Нагорская превысила допустимую скорость движения, а если бы она двигалась с разрешенной скоростью, то имела бы возможность предотвратить столкновение автомобилей. Однако суды не учли, что в силу п. 2 ст.

1064 ГК РФ обязанность доказать отсутствие вины возложена на причинителя вреда, а в силу п. 8.4 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г.

№ 1090, при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

Отказывая в удовлетворении иска о возмещении вреда в полном объеме по мотиву вины в дорожно-транспортном происшествии самой Анастасии Нагорской, судебные инстанции не приняли во внимание положения ст. 1083 ГК РФ, согласно которой вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит», – отметил ВС.

Верховный Суд добавил, что при наличии вины причинителя вреда основанием для отказа в иске является умысел потерпевшего, а для уменьшения размера возмещения – грубая неосторожность потерпевшего (за исключением возмещения отдельных расходов, указанных в законе). Однако нижестоящие инстанции не сделали выводов о доказанности невиновности Смирнова либо о доказанности умысла Нагорской. В связи с этим Верховный Суд отменил определение апелляции и вернул ей дело на новое рассмотрение.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил, что суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований истца, фактически не установили обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и не приняли во внимание, что вина ответчика в ДТП была установлена органами ГИБДД, а руководствовались исключительно заключением эксперта, представленным в судебном заседании. «При этом суды формально подошли к рассмотрению ходатайства стороны истца о проведении повторной экспертизы в связи допущенными нарушениями и несогласием с выводами эксперта. Такой подход не соответствует принципам всесторонности, полноты и объективности рассмотрения дела, что, безусловно, не могло остаться незамеченным Верховным Судом», – полагает он.

По словам адвоката, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, ВС указал на необходимость полного и всестороннего рассмотрения дела с целью установления обстоятельств, подлежащих обязательному установлению по данной категории дел, а именно: степень вины каждого из участников ДТП или отсутствие таковой. «Данная позиция в целом согласуется с судебной практикой, но и дополняет ее, поскольку зачастую суды закладывают в основу решения суда первоначальный административный материал, составленный сотрудниками ГИБДД, в котором устанавливается виновник ДТП, и на основании выводов, изложенных в этом материале, и выносят решение по делу. Позиция ВС, возможно, изменит практику преюдициального значения административного материала органов ГИБДД для данной категории споров», – предположил Илья Прокофьев.

Руководитель арбитражной практики АБ «Халимон и Партнеры» Игорь Ершов заметил, что установление состава гражданского правонарушения, в том числе вины правонарушителя, требует тщательности и аккуратности со стороны участников процесса и суда: «Однако это определение Верховного Суда не ограничено только непосредственно вопросом вины лица в совершении ДТП, поскольку Судебная коллегия по гражданским делам ВС обозначает одновременно несколько проблем, вопросов, интересных и сами по себе».

По словам эксперта, во-первых, в рассматриваемом случае возникает проблема соотношения императивных норм.

«С одной стороны, закон обязывает водителя уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения, но, с другой стороны, водители обязаны соблюдать скоростной режим.

Очевидно, указанные императивные нормы создают противоречие, влияющее в значительной степени на определение вины причинителя вреда и вины потерпевшего в противоправных действиях.

Во-вторых, Верховный Суд подчеркивает в развитие положений законодательства, что экспертное заключение необязательно для суда и оно не является исключительным средством доказывания. Следовательно, судам предложено установить некий баланс между экспертным заключением и положениями нормативно-правовых актов, устранив противоречие между ними», – пояснил Игорь Ершов.

Он добавил, что суды должны сделать выводы не только о доказанности виновности/невиновности причинителя вреда, но и о доказанности умысла или грубой неосторожности потерпевшего.

«Таким образом, Верховный Суд, рассмотрев частный случай возмещения убытков, вызванных ДТП, делает более широкие выводы, способные повлиять не только на дела о возмещении убытков, но и на иные категории споров», – резюмировал эксперт.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-poyasnil-kakie-obstoyatelstva-podlezhat-dokazyvaniyu-v-sporakh-o-vzyskanii-ubytkov-po-dtp/

Взыскание ущерба без учета износа с виновника ДТП. Примеры из судебной практики

Материальный ущерб при дтп судебная практика

Может ли невиновный участник аварии, чей автомобиль получил повреждения, требовать полного возмещения причиненных ему убытков с виновника ДТП? Далее расскажем о возможности взыскания ущерба без учета износа с виновника ДТП, в том числе о взыскании разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, предложим примеры из судебной практики возмещения ущерба без учета износа.

Можно ли взыскать с виновника ДТП стоимость на ремонт без учета износа

Подобный вопрос может задать потерпевший в аварии, который

  • желает взыскать ущерб с виновника ДТП без страховки, с поддельным (фальшивым) полисом ОСАГО. В этом случае ущерб от ДТП возмещается самим виновным водителем без участия страховой компании. Убытки можно взыскать в досудебном порядке, например, по расписке, по соглашению между участниками ДТП, после составления досудебной претензии или же путем обращения в суд. Если же страховка у виновника ДТП есть, но он в нее не вписан, или закончился период использования автомобиля по полису виновника (срок страхования не истек), то потерпевшему удастся получить страховое возмещение;
  • интересуется возможностью взыскать с виновника ДТП разницу по ОСАГО и стоимостью ремонта без учета износа.

Ответ на данный вопрос дает Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 года.

Взыскание без учета износа с виновника ДТП: Конституционный Суд

Важным в решении вопроса о возмещении убытков в полном объеме (без учета износа) является Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. №6-П “По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других”

Гражданам, ранее получившим страховое возмещение, суды отказывали в удовлетворении исковых требований в части взыскания суммы причиненного ущерба в размере разницы между ущербом, исчисленным без учета износа подлежащих замене деталей, и ущербом, исчисленным с учетом их износа, обратились в Конституционный Суд РФ.

В Постановлении Конституционный Суд РФ дал разъяснения по вопросу возмещения имущественного вреда при ДТП. Данными разъяснениями могут руководствоваться суды, принимая решение о взыскании с виновника ДТП ущерба без учета износа:

«Положения статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 ГК Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования (во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») предполагают возможность возмещения лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, потерпевшему, которому по указанному договору страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения».

Однако виновник ДТП не лишается возможности выдвинуть возражение касательно исковых требований в части определения размера ущерба без учета износа:

«Лицо, к которому потерпевшим предъявлены требования о возмещении разницы между страховой выплатой и фактическим размером причиненного ущерба, не лишено права ходатайствовать о назначении соответствующей судебной экспертизы, о снижении размера подлежащего выплате возмещения и выдвигать иные возражения.

В частности, размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества.

Кроме того, такое уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред (например, когда при восстановительном ремонте детали, узлы, механизмы, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной своевременной замене в соответствии с требованиями по эксплуатации транспортного средства, были заменены на новые)».

В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2017 г. № 6-П из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по ОСАГО был исключен пункт, касающийся расчета стоимости восстановительного ремонта для целей выплаты страхового возмещения по ОСАГО и для определения ущерба, возмещаемого причинителем вреда.

Возмещение ущерба по ДТП без учета износа: Верховный Суд

Суды при принятии решения о взыскании стоимости восстановительного ремонта без учета износа могут руководствоваться пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»:

«Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества».

Вы вправе предъявить исковые требования виновнику ДТП о возмещении ущерба без учета износа

Взыскание ущерба с виновника ДТП с учетом износа или без учета износа

В настоящий момент потерпевший имеет право требовать с виновника ДТП возмещения ущерба без учета износа. А если причинитель вреда не согласен с требуемой суммой, именно на него возлагается бремя доказывания возможности восстановления поврежденного имущества без использования новых материалов, а также неразумности избранного потерпевшим способа исправления повреждений.

Если автогражданская ответственность виновника ДТП застрахована, то потерпевший получит страховое возмещение в размере, установленным в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов. Однако это не препятствуют возмещению вреда непосредственным его причинителем в соответствии с законодательством РФ, если размер понесенного потерпевшим фактического ущерба превышает размер выплаченного ему страховщиком страхового возмещения.

Взыскание с виновника ДТП без учета износа: судебная практика

Ранее суды в том случае, когда у виновника аварии нет страховки, выносили решение о возмещении убытков потерпевшему на основании результата экспертизы в размере стоимости восстановительного ремонта с учетом износа.

Разницу между ценой восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего и ценой ремонта с учетом износа детали считали неосновательным обогащением, поэтому суды часто удовлетворяли иски потерпевших в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца с учетом износа деталей (Решение Каневского районного суда (Краснодарский край) от 6 июля 2016 г. по делу № 2-1081/2016).

Но в настоящее время потерпевший может возместить полную стоимость ремонта путем взыскания с виновника ДТП ущерба без учета износа (судебная практика это подтверждает).

Так, суд при принятии решения руководствовался следующим: «В отличие от порядка определения размеров страховой выплаты, где при определении размера восстановительных расходов учитывается износ деталей, при взыскании ущерба с владельца источник повешенной опасности потерпевшая сторона имеет право на возмещение убытков без учета износа деталей» (Решение Центрального районного суда города Сочи (Краснодарский край) от 23 октября 2018 г. по делу № 2-4534/2018). Кроме того, потерпевший в некоторых случаях может взыскать с виновника ДТП утрату товарной стоимости автомобиля.

Судебная практика: взыскание разницы с учетом износа и без

Не так давно при определении размера восстановительных расходов на ремонт автомобиля потерпевшего суды учитывали износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах.

Считалось, что необходимость учета износа деталей позволяла потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, исключая неосновательное обогащение с его стороны.

И при взыскании с виновника ДТП разницы между фактическим размером ущерба и страховым возмещением (в размере страховой суммы, в пределах которой страховщик обязуется возместить причиненный вред) учитывалась стоимость ремонта с учетом износа (Решение Таганского районного суда (город Москва) от 5 ноября 2013 г.).

Сейчас же суд может удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с виновника ДТП убытков, не покрытых страховой выплатой, при этом для расчета разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может учесть стоимость восстановительных работ и материалов без учета износа (Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область) от 12 июля 2018 г. по делу № 2-857/2018). Потерпевший также взыскал со страховой компании УТС своего авто.

То есть в настоящее время потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему ущерба вправе предъявить виновнику ДТП требование на восполнение образовавшейся разницы.

Источник: https://just-ice.info/2019/05/16/vinovnik-dtp-bez-ucheta-iznosa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.