Могут ли отказать в ремонте по осаго

Содержание

Как решить проблемус отказом в ремонтеотдельных деталей автомобиля?

Могут ли отказать в ремонте по осаго

Отказ в ремонте отдельных деталей всегда вызывает у владельца автомобиля много негативных эмоций. В подобной ситуации стоит сначала разобраться в причинах отказа, а лишь потом предпринимать какие-либо действия. Что нужно учесть, чтобы эффективно оспорить решение страховой компании?

Страховые компании используют все доступные способы уменьшения выплат, в том числе частичный отказ в оплате ремонта. Естественно, основание для такого отказа должно быть подкреплено законом и условиями договора. В противном случае страховщику придётся полностью оплатить ремонт и выплатить приличный штраф.

Сегодня можно вести речь о трёх наиболее распространённых причинах отказа в ремонте отдельных деталей:

  1. В документах полиции указаны не все имеющиеся повреждения.
  2. В ходе предстрахового осмотра не зафиксированы повреждения отдельных деталей.
  3. Трасологическая экспертиза не выявила причинно-следственную связь между происшествием и повреждениями отдельных деталей.

Чаще всего страховщик частично отказывает в ремонте лишь на основании одной из этих причин. Однако в зависимости от обстоятельств происшествия могут комбинироваться приведённые причины отказа в рамках рассмотрения одного убытка.

При оформлении происшествия сотрудник полиции может пропустить какое-либо повреждение. Например, незначительную царапину на кузове машины. Такое повреждение не будет фигурировать в официальных документах, а значит у страховой компании появится повод для сомнений относительно связи дефекта детали и обстоятельств страхового события.

Необходимо крайне внимательно подойти к вопросу документального оформления происшествия, будь то дорожная аварии или противоправные действия злоумышленников.

Если в официальном документе не указано какое-либо повреждение, следует потребовать, чтобы ошибку исправили. В противном случае придётся доказывать связь между дефектом детали и происшествием. Это довольно проблематично, ведь убедить страховую компанию непросто даже при наличии положительного заключения трасологической экспертизы.

При оформлении полиса страховая компания имеет право на осмотр автомобиля вне зависимости от вида страхования. Нередко в ходе предстрахового осмотра страховщики выявляют какие-либо дефекты. Чаще всего речь идёт не о серьёзных повреждениях, а о мелких царапинах и сколах на кузове. Представитель страховой компании непременно отразит все подобные дефекты в акте осмотра.

При рассмотрении убытка менеджеры отдела выплат откажут в оплате ремонта ранее повреждённых деталей.

В зависимости от обстоятельств происшествия автовладельца ждет либо полный, либо частичный отказ в устранении отдельных повреждений.

Например, порой при оформлении страховки на капоте машины обнаруживаются царапины. В дальнейшем если эта деталь серьёзно повреждается в результате аварии, то страховая компания всё равно оплатит ремонт. Однако автовладельцу самостоятельно придётся оплатить покраску капота. Это не противоречит закону, ведь царапины появились до начала срока страхования.

Сотрудники отдела урегулирования убытков могут усомниться в том, что деталь была повреждена в результате заявленного события. В таком случае они обратятся к экспертам-трасологам, чтобы определить причинно-следственную связь происшествия и повреждений.

Если эксперт определит, что характер отдельных дефектов противоречит обстоятельствам заявленного события, страховщик частично откажет в ремонте. Выводы эксперта можно оспорить, но добиться полной оплаты ремонта крайне проблематично. При наличии подобных обстоятельств разногласия между страховой компанией и собственником машины обычно не удаётся урегулировать без обращения в суд.

В случае частичного отказа в ремонте нет смысла жаловаться в Центробанк либо в другое государственное учреждение. Надзорные органы вряд ли смогут принять эффективные меры воздействия на страховщика. Следовательно, придётся оспорить действия страховой компании в суде.

Перед подачей искового заявления нужно направить страховщику досудебную претензию с подробным изложением сути разногласий. Этот документ можно либо отвезти в офис страховой компании, либо направить по почте. При этом ему следует позаботиться о доказательствах факта передачи претензии сотрудникам страховой компании.

Досудебный порядок разрешения споров предусмотрен законодательством в сфере ОСАГО. Если автовладелец решит обойтись без письменной претензии, у него просто не примут заявление.

Могут быть и исключения, ведь здесь всё зависит от судебной практики. В случае с КАСКО подача претензии предусмотрена условиями страхования. То есть претензию следует подавать перед обращением в суд, иначе договорные обязательства будут нарушены. В этом случае у собственника машины опять же могут возникнуть сложности с подачей судебного иска.

Автовладелец имеет шансы на победу в суде или при рассмотрении дела через финансового омбудсмена вне зависимости от причины отказа в ремонте отдельных деталей.

Однако собственнику машины нужно понимать, что придётся доказывать обоснованность претензий к страховщику.

В случае с причинно-следственной связью между повреждениями и происшествием непременно будет назначена судебная экспертиза. Решение суда целиком зависит от выводов эксперта-трасолога.

Также экспертиза может быть назначена, если в процессе оформления происшествия сотрудники полиции не указали в официальных документах какие-либо повреждения. Кроме того, полицейских могут привлечь к делу в качестве свидетелей. Соответственно, в этом случае решение по делу зависит как от выводов эксперта, так и от показаний свидетелей.

А вот если машина была повреждена до оформления полиса, придётся приложить немало усилий, чтобы добиться полной оплаты ремонта. Юристы страховщика постараются доказать факт необоснованного обогащения собственника машины. Если они смогут это сделать, автовладелец наверняка проиграет судебную тяжбу.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_kasko/stat_chastichnyj_otkaz_v_remonte

Отказ в выплате по ОСАГО: что делать, если страховая компания отказала в возмещении и какие могут быть основания отказа

Могут ли отказать в ремонте по осаго

При дорожной аварии человек может понести денежные траты. При покупке страхового полиса ОСАГО водитель начинает чувствовать себя уверенным и защищенным. Правила страхования предусматривают приоритетное соблюдение интересов пострадавшего, но нередко выносится отказ в выплате страхового возмещения по ОСАГО. Важно знать порядок действий в таких случаях.

Обязательна ли выплата по ОСАГО?

ОСАГО – обязательный к оформлению всеми водителями полис. При его наличии можно получить деньги за ущерб в результате автоаварии. Они полагаются при вреде здоровью, гибели человека и повреждении имущества.

Одни считают, что перечисления в рамках полиса являются обязательными. Другие же интересуются, может ли страховая отказать в выплате по ОСАГО.

Выделяют несколько обоснованных факторов, при выявлении которых может быть вынесено такое решение. Они отражены в положениях Гражданского кодекса РФ, а также Федерального Закон, который отмечает особенности ОСАГО.

Право не выплачивать компенсацию предусмотрено частью 25 статьи 12 N 40-ФЗ. Это касается как ситуаций с оформлением ДТП в присутствии сотрудников ГИБДД, так и при составлении Европротокола. Во втором случае отрицательное решение принимается при неправильном заполнении евробланка, а также невыполнении виновным в аварии участником своих обязательств.

Когда могут отказать

Чтобы понять дальнейший порядок действий после ДТП, важно знать, в каких случаях страховая отказывает в выплате законно. Выделяют несколько легитимных оснований для отказа в выплате по ОСАГО:

  • Позднее оповещение СК о произошедшей аварии.
  • Отказ производится при указании в заявлении ходатайства о компенсации морального вреда.
  • Возникновение автоаварии в момент отработки практической части в автошколе, на спортивных соревнования, во время тест-драйва авто.
  • Аварийное происшествие было отмечено в момент неправильной перевозки грузов.
  • Предъявление требований о возмещении вреда, причиненного гражданину при исполнении служебных обязательств. При этом у него имеется отдельная страховка, входящая в соцпакет.
  • Отсутствие полного комплекта бумаг при обращении. Застрахованное лицо вправе устранить недочеты и повторно подать документы.
  • Срок давности рассмотрения дела может истечь. Он отражается в договоре, подписанном в момент страхования.
  • Страховщик признается банкротом. Получить денежные средства от компании не получится, но можно обратиться в РСА. В этом случае вероятность положительного решения выше. Компенсация производится только деньгами, ремонт не предусматривается.
  • Бланк полиса был признан фальшивым. Водитель должен обратиться в МВД и Союз автостраховщиков.
  • Выявление намеренно нанесенного ТС вреда. Бездействие гражданина, чтобы уменьшить урон от аварии, также может входить в список, по каким причинам страховая может отказать в выплате.
  • Правомерный отказ возможен при отсутствии уверенности страховщика в произошедшем. Такое случается, когда автомобилист провел ремонт машины или отправил ее в утиль до момента обращения и экспертизы. Правилами отводится 15 дней, в течение которых нельзя совершать данные действия.
  • Если гражданин обратился не в ту СК. В правилах четко прописываются случаи обращения в собственную страховую или виновного водителя.

Отказ страховой компании в выплате по страховому случаю может быть незаконным. Таковыми являются:

  • отказ сотрудников СК прибыть к месту осмотра не находящегося на ходу авто (если это отражено в заявлении);
  • наличие поддельного бланка ОСАГО, принадлежащего страховщику;
  • состояние алкогольного опьянения и другие нарушения, которые не делают его виновником ДТП;
  • требования предъявить документы, не входящие в список обязательных;
  • отсутствие диагностической карты.

Порядок действий

Важно знать, что делать, если страховая отказывается платить. Порядок действий включает в себя несколько этапов.

  • Сначала нужно получить официальный письменный отказ. Он будет являться доказательством неправомерных действий страховщика, в том числе в суде. Часто при предъявлении данного требования компания меняет решение и соглашается заплатить.
  • Необходимо проанализировать, является причина отказа обоснованной или противоправной. Во втором случае можно обратиться в вышестоящие инстанции.
  • Жалобу с указанием, что страховщик отказал в выплате, нужно направить в РСА, ЦБ. Передать документ можно письмом, в виде онлайн-обращения, а также лично в московском офисе. Решение принимается в течение месяца.

Иногда автомобилисты сталкиваются с тем, что страховая компания не отказала в выплате, но снизила размер компенсации. Часто это происходит при неправильном проведении экспертизы.

Стоит внимательно проверить свое транспортное средство, сравнить прописанные в акте осмотра повреждения с реальными. Если гражданин подписывает документ, это подтверждает правильность его оформления. На основании акта проводится расчет восстановительных работ.

Важно! В документе описываются визуальные повреждения. Важно, чтобы этот факт был отражен в нем. Автомобиль может быть поврежден изнутри, что приведет к повышению стоимости ремонта.Обжаловать решение можно, проведя независимую экспертизу. На ее назначение отводится 20 дней.

Обжалование решения

Если имеются неправомерные основания отказа в возмещении, решить проблему можно двумя способами: в досудебном и судебном порядке.

Досудебная претензия

Досудебное разбирательство – обязательный этап. Это обусловлено рассмотрением дела в рамках законодательства о защите прав потребителей, предусматривающих такой порядок обращения.

Для проведения процедуры в наличии должны быть следующие документы:

  • заключение, выданное после проведения осмотра авто независимым экспертом;
  • чеки, подтверждающие обоснование сумм;
  • документы, которые направлялись в СК и были рассмотрены, после чего вынесено отрицательное решение.

Для обжалования решения составляется досудебная претензия. В ней описывается:

  • характер дорожного происшествия;
  • основания для обжалования результата;
  • требования заявителя.

Официальный бланк документа отсутствует. Составляется он в произвольной форме.

Претензия направляется заказным письмом. Страховщик получает уведомление о вручении. На ответ он имеет 10 дней. Если результата не будет, то можно обратиться в судебные органы.

Судебное разбирательство

Если страховщик отказывался дать ответ или повторно вынес отрицательное решение, то можно обратиться в суд. При сумме иска до 50 тысяч рублей дело рассматривается мировым судьей, а больше – районным.

Важно! Судебный орган необходимо выбирать по месту расположения страховщика.

Иск составляется в соответствии со ст. 131 ГК РФ. В нем указывается:

  • просьба истца;
  • основания обращения;
  • законодательные нормы, на которые ориентируется истец;
  • подтверждение факта досудебного урегулирования;
  • сумма выплат.

Также необходимо приложить к иску документы:

  • отказ СК, который нужно оспорить;
  • подтверждение факта, что претензия была отправлена;
  • документ о фиксации произошедшего;
  • иные бумаги, подтверждающие законность обращения, а также расходы.

Через суд взыскать можно не только страховую компенсацию, но и оплату морального ущерба, неустойку за несвоевременную выплату, госпошлину, юридическое сопровождение, проведение экспертизы.

Направить исковое обращение (образец) можно непосредственно в канцелярию суда или почтовым отправлением. Копия также передается ответчику.

При отказе в удовлетворении требований подается апелляция в вышестоящий суд. При положительном ответе выдается исполнительный лист. Он отправляется приставам, на основании чего гражданин получает деньги от страховой.

Отказ в выплате в рамках полиса ОСАГО легко оспорить, если отсутствуют причины такого решения. В наличии должны быть доказательства данного факта.

Источник: https://gidpostrahoe.ru/avto/osago/otkaz-v-vyplate-po-osago.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gidpostrahovke/otkaz-v-vyplate-po-osago-chto-delat-esli-strahovaia-kompaniia-otkazala-v-vozmescenii-i-kakie-mogut-byt-osnovaniia-otkaza-5dd552808766701513704be1

Смотрите, какая тема — Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?

Могут ли отказать в ремонте по осаго

Показать содержание

  1. Право конечного выбора, выдать направление на ремонт или произвести выплату, по закону принадлежит страховой.

  2. Но потерпевшему полезно будет указать в заявлении о возмещении желаемую форму компенсации.

  3. Как правило, страховой выгоднее выплатить финансами, если автомобиль старше 3-5 лет, но есть и законные ограничения, когда на ремонт после ДТП направлять запрещено.

Весной 2017 года произошло важное событие в мире страхования ОСАГО – страховым законно разрешили направлять потерпевших в ДТП на ремонт вместо выплаты деньгами.

Такая схема действовала и до нового закона, но страховщик мог лишь предложить владельцу машины натуральное возмещение.

Как обстоят дела со всем этим в 2020 году? Можно ли самому выбрать: направление на ремонт или выплату получить по страховому случаю ОСАГО? Как это работает с европротоколом? Всё это, а также что лучше из этих двух видов возмещения и почему мы выясним в данной статье.

Деньги или ремонт – кто выбирает?

Право выбора в 2020 году принадлежит страховой компании. Увы, но это так. Такое правило действует с 28 марта далёкого уже сейчас 2017 года, когда вступил в силу Федеральный закон №49-ФЗ о внесении изменений в закон об ОСАГО.

С тех пор при ДТП страховой организации предоставлено право конечного выбора. Но первоначального голоса и собственников автомобилей не лишили. А работает это на сегодняшний день следующим образом:

  1. при подаче заявления о страховом возмещении вы вправе выбрать выплату деньгами или направление на ремонт (подпункт “ж” части 16.1 статьи 12 ФЗ “Об ОСАГО”),
  2. страховщик рассматривает заявление и принимает конечное решение при выборе из этих двух видов возмещения.

Таким образом, решающий выбор, выплата положена при том или ином страховом случае или ремонт, принадлежит страховой, но вам всё же следует указать в заявлении о возмещении после ДТП предпочтительный способ – возможно, удастся прийти к соглашению.

Деньги или направление при европротоколе

Нет никакой существенной разницы, каким образом было оформлено ДТП. Законодательство об ОСАГО, действующее на 2020 год, не разделяет, с помощью европротокола было оформлено происшествие или же с участием сотрудников ГИБДД.

Если вы где-либо слышали информацию о том, что при европротоколе положены только деньги, то это неправда. Такой нормы нет ни в Федерально законе Об ОСАГО, ни в правилах страхования, ни в каких-либо указания Центробанка и иных правовых актах.

В каких случаях страховая направляет на ремонт?

Если кратко, то во всех случаях, когда это выгодно, и автосервисы, с которыми у страховщика заключён договор на проведение ремонта по ОСАГО, удовлетворяют требованиям Федерального закона.

На сегодня у всех страховых компаний по ОСАГО в приоритете направление на ремонт, включая такие распространённые организации, как Росгосстрах, Альфастрахование, РЕСО Гарантия, Ингосстрах и другие.

Для страховой компании лучше направить на ремонт в случаях:

  • если автомобиль, попавший в ДТП, достаточно свежий по годам (как правило, не старше 3-4 лет), и калькуляция с учётом износа будет не занижена от реальной стоимости восстановительного ремонта,
  • ещё выгоднее, если речь идёт о машине старше 2 лет, но младше тех же 3-4 лет.

Как видим, выбор ремонта или выплаты здесь кроется в двух важных критериях:

  1. чем старше авто, тем меньше страховая заплатит, так как при расчёте возмещения учитывается износ деталей транспортного средства – чем старше авто, тем больше износ, и тем на меньшую сумму будет посчитана каждая запчасть (это не касается калькуляции работ по восстановлению); так, если машине более 5 лет, то износ может достигать 50% (но не более);
  2. законодательство 2020 года по ОСАГО устанавливает правила “игры” для страховщиков; так, если машине менее 2 лет “от роду”, то страховая обязана отправить её только к официальному дилеру, а стоимость услуг дилеров, как правило, существенно выше, поэтому проще заплатить деньгами.

Вам как потерпевшему в ДТП лучше обратные условия от вышеперечисленных: если у вас авто свежих годов, то лучше получить выплату, а для старых машин – лучше ремонт.

В каких случаях для страховой выгоднее выплата?

И наоборот от вышеописанного – если автомобиль достаточно старый, то в случае направления на ремонт страховая должна будет на свои деньги купить запчасти. А б/у детали закон запрещает закупать для восстановления авто после ДТП. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для страховой.

Так, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.

Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а фактически они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее заплатить потерпевшему деньгами по расчёту из Единой методики, нежели самостоятельно оплачивать купленные СТО детали.

Но, помимо выгоды, для страховой есть и законодательные ограничения для возможности направить потерпевшего в аварии на ремонт. На сегодняшний день выплата вместо ремонта будет положена в случаях, когда:

  • срок восстановительного ремонта длится дольше 30 дней (ст. 15.2 ФЗ Об ОСАГО) – в этом случае при превышении этого срока потерпевшему будет “капать” неустойка по 0,5% за каждый день просрочки, и страховая при прогнозе длительности ремонта выплатить деньгами,
  • дальность ближайшего СТО от места ДТП или места жительства потерпевшего более 50 км, а организовать эвакуацию автомобиля для страховой слишком дорого (абзац 2 ст. 15.2),
  • у страховой организации нет договора с официальным дилером по марке вашего автомобиля, и при этом машине менее 2 лет (абзац 3 той же статьи),
  • страховой случай признан “тоталом” (полной гибелью автомобиля) – статья 16.1 ФЗ Об ОСАГО и ниже также данная норма,
  • потерпевший во время ДТП (или после аварии) погиб,
  • потерпевший получил тяжкий или средней тяжести вред здоровью, и при этом в заявлении выбрал выплату,
  • потерпевший является инвалидом, и при этом в заявлении выбрал выплату,
  • если сумма ремонта по калькуляции более лимита в 400 тысяч рублей.

Источник: https://TonkostiOSAGO.ru/obrashchenie-za-vozmeshcheniem/remont-ili-dengi-kto-vybiraet-strahovaya-ili-vladelec-avto-i-chto

Страховая компания отказала в ремонте по осаго

Могут ли отказать в ремонте по осаго

В 2019 году вместо выплаты деньгами пострадавшему положен бесплатный ремонт машины. Порядок получения этого вида возмещения практически не отличается от денежной компенсации.

Участник ДТП пишет заявление о наступлении страхового случая. Получив его, страховщик осматривает ТС, оценивает ущерб и выдаёт водителю направление на ремонт.

Далее владельцу необходимо доставить свой автомобиль на СТО, где и будут произведены все необходимые работы.

Полный список станций техобслуживания, с которыми страховщик сотрудничает, должен быть указан на сайте компании. Также там должны быть представлены адреса, списки выполняемых работ и марки автомобилей, которые обслуживает данный сервис.

Существует три ситуации, при которых за ремонт придется внести доплату:

  • стоимость превышает максимально возможную сумму выплаты (400 000 рублей);
  • стоимость ремонта больше 100 000 рублей, а ДТП было оформлено по европротоколу;
  • все участники аварии были признаны виновными в ней.

Во всех остальных случаях починка должна оплачиваться в полном объёме. В автосервисе имеют право использовать исключительно новые запчасти. Б/у или восстановленные допустимы только тогда, когда на это согласен владелец авто. Однако ставить в машину неоригинальные комплектующие закон не запрещает.

Что делать, если страховая компания отказала в ремонте

Если страховая компания отказывает в восстановительном ремонте, необходимо направить ей письменную претензию с требованием провести починку машины или выплатить денежную компенсацию.

Перед этим можно обратиться к независимому оценщику и провести экспертизу, которая поможет рассчитать реальную стоимость ремонта. Это важно, потому что страховщик может занижать реальный ущерб. Если страховая компания отказывается выполнять указанные требования, добиваться желаемого придётся через суд.

По мнению Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (далее — РОАД), автовладельцы не могут воспользоваться качественной услугой по ремонту автомобиля, попавшего в ДТП.

Это следует из того, что страховые компании так и не заключили с официальными дилерами договоров о сотрудничестве, и они не направляют в официальные автосервисы своих клиентов, даже если у тех машины находятся на гарантии.

Существующие же нормы денежных выплат по страховке такие, что при ремонте авто после ДТП не обойтись без использования старых запасных частей.

Центробанк уже уведомлен о существующей проблеме, но он считает, что страховые компании действуют в правовом поле. Потому повлиять на ситуацию может лишь как посредник в расширении возможностей взаимодействия ремонтников и страховщиков.

Проблему подтверждают и эксперты рынка: страховые компании сконцентрировались на денежных выплатах. И договоры со станциями технического обслуживания имеет только «Росгосстрах».

Поэтому страховая отказывается ремонтировать по ОСАГО авто, предпочитая рассчитаться как раньше, через кассу.

Итак, Вы становитесь потерпевшей (возможно, частично потерпевшей) стороной в ДТП и приходите с документами в страховую компанию либо отсылаете их почтой. В результате страховая даёт Вам направление на ремонт. Ситуация стандартная на 2019 год, потому как сегодня почти все страховые уже успели заключить договоры с партнёрами-сервисами.

Вы берёте направление на ремонт с гордостью за Родину — точнее, большой шаг к цивилизованности государства за счёт того, что Вам теперь не стоит беспокоиться, что страховая не доплатит в случае выплаты по ОСАГО деньгами, ведь вместо этого Вам сразу отремонтируют машину!

С данным направлением Вы приезжаете в автосервис, и… Вас встречают расчётом суммы для доплаты за ремонт. Как, какая ещё доплата, ведь за всё должен платить страховщик, а водитель уже заплатил за полис ОСАГО когда-то!!! Но нет. Практика повсеместна. Но главное заключается в том, что само законодательство даёт такую возможность.

Дело в том, Федеральный закон «Об ОСАГО» — это главный нормативный акт, регулирующий отношения между страховщиком и страхователем.

Этот закон позволяет страховым компаниям производить калькуляцию возмещения с учётом износа, но не более 50%. Так, если Вашему автомобилю более 5 лет от роду (от даты покупки), то износ составит все 50%.

Нужно отметить, что это всё с учётом и без того заниженной стоимости запчастей по базе, по которой производится такая калькуляция.

Но справедливости ради следует отметить, что износ учитывается только на запчасти и кузовные элементы, а работа считается без износа.

Как этого избежать? Достаточно просто! Не соглашайтесь на доплату. По закону, страховая обязана в любом случае произвести ремонт транспортного средства, при этом, запрещается использовать б/у-детали, а сам ремонт должен быть полноценным. Оговорены и сроки ремонта (об этом ниже в правилах ремонта по ОСАГО).

При приёме машины Вы также вправе предъявить претензии по качеству — делать это нужно к страховой компании, а не сервису.

Ещё один распространённый и уже более хитрый развод автовладельцев. Но попасться на него рискуют только те, кто не очень внимательно читает то, что подписывает.

Вы аналогично предыдущей ситуации приезжаете в сервис, где Вам подсовывают бумаги на подпись. «Вот акт приёмки автомобиля, вот подписанное направление на ремонт, а вот договор ремонта…» — говорят представители сервиса…

«Стоп! Какой ещё договор ремонта?!» — скажут подкованные автолюбители. На самом деле, договора нет — есть возмещение вреда. Отношения между Вами и автосервисом не договорные, согласно Гражданскому кодексу. Это у страховой с ним договорные.

По факту же под хитрым договором Вам предлагается заключить договор цессии. Цессия — это переуступка права требования. В данном случае права требования возмещения от страховой.

Нам понятно, что Вам на этом этапе ничего не понятно. Потому-то мы прозвали такой развод более хитрым.

Суть в том, что Вы, подписывая договор цессии, продаёте организации-автосервису своё право требования у страховой компании. За что продаёте. А как раз за восстановительный ремонт.

Подвох здесь в том, что после этого, если не читать договор внимательно, Вам могут отремонтировать машину некачественно — б/у запчастями, например, или договор не будет предусматривать покраску кузовных элементов.

А предъявить уже после будет некому — причём, даже по срокам. В ФЗ «Об ОСАГО» прямо прописано, что нельзя использовать б/у запчасти, сроки ремонта регламентированы, как и сроки гарантии. Дело только в том, что право требования Вы продали сервису, и тот уже предъявлять страховой ничего не будет, точнее, будет, но не от Вашего имени и не в Ваших интересах.

Решение здесь тоже простое — теперь Вы вооружены, и, даже если решитесь что-то подписать переде ремонтом, то будете знать, что любые документы со словом «цессия» строго под табу для Вашей руки с ручкой. В целом же нет ничего, что законодательно обязывало бы Вас подписывать вообще любой документ на этапе сдачи автомобиля в сервис.

Теперь перейдём к основным постулатам, регламентирующим правила восстановительного ремонта автомобилей законом об ОСАГО.

Можно ли отказаться от натурального возмещения

Все просто: при восстановительном ремонте после ДТП закон обязывает страховую компанию оплатить услуги дилера и установить исключительно новые запасные части.

Если же выплачивать страховку деньгами, то страховщики платят клиентам компенсацию с учетом износа деталей.

Износ же, по мнению представителей РОАД, определяется по единой методике расчета ущерба РСА, и цены в этой методике сильно занижены.

Как получить выплату и можно ли это сделать? Возмещение ущерба при ДТП с 2017 года позволяет выбрать ремонт или деньги в следующих ситуациях:

  • машина повреждена настолько, что восстанавливать её просто нецелесообразно;
  • владелец авто погиб в аварии (в таком случае родственники имеют право не ремонтировать ТС, а получить деньги);
  • стоимость ремонта больше максимально возможной (400 тысяч рублей) и хозяин авто не желает доплачивать;
  • починка не может быть произведена ни на одной из СТО, работающей со страховой;
  • наличие предварительного соглашения о том, что выплата должна производиться в виде денег;
  • ни один сервис, предоставленный страховщиком, не соответствует требованиям закона;
  • СТО слишком сильно удалена от места ДТП, и нет возможности доставить туда машину;
  • наличие у водителя международной страховки;
  • страховщик не успел вовремя устроить проведение ремонта;
  • ремонт не может быть осуществлён в сервисе, который был выбран во время оформления полиса.

Если в течение года страховщик неоднократно нарушал правила предоставления натурального возмещения, Центробанк может ограничить его право направлять на починку авто. В таком случае владелец машины имеет полное право получить именно денежную компенсацию. А натурального возмещение тогда будет производиться исключительно с его согласия.

РСА может предписать выплатить деньги владельцу машины, который подал им заявление. Это возможно в следующих случаях:

  • при тяжелом материальном положении;
  • при наличии у автовладельца инвалидности;
  • если в ДТП человек получил тяжёлый или средний ущерб для своего здоровья.

Денежная компенсация выплачивается с учётом износа запчастей.

Требования к СТО

Не любая СТО подойдёт для того, чтобы провести на ней ремонт по ОСАГО. Есть список требований, которые закон предъявляет к сервисам:

  1. Срок починки авто не может превышать 30 дней.
  2. Максимальное расстояние, на котором находится сервис – 50 км. Потерпевший может выбирать, откуда будут считаться эти километры: от его дома либо от места ДТП. Однако этот пункт перестаёт быть обязательным в том случае, если страховщик берёт на себя организацию перевозки (или её оплату) до более дальней станции.
  3. На автомобили, которым ещё нет двух лет (с года выпуска) должна быть сохранена гарантия. Такие машины можно ремонтировать только у официальных дилеров.

Автовладелец имеет право выбрать сторонний сервис (например, официального дилера), если ему не нравится ни один из предложенных страховой вариантов. Но в таком случае ему придётся договариваться как с СТО, так и со страховщиком. Поскольку без письменного согласия последнего подобное будет невозможным.

Что делать?

К сожалению, Центробанк пока не видит в ситуации нарушений.

Ведь приоритет натурального возмещения возможен, если страховая компания заключила договор со станцией техобслуживания, которая отвечает требованиям закона об ОСАГО.

Но заключать или не заключать такие договоры страховая компания может только по собственному усмотрению. Равно как и станции техобслуживания вольны сами решать, сотрудничать ли им со страховщиками или нет.

Поэтому автомобилистам, которым отказано в ремонте по ОСАГО, нужно добиваться правды в суде.

Срок ремонта по ОСАГО

Сроки ремонта авто одинаковы в сервисе страховой и в том, который пострадавший выбрал самостоятельно. Машина должна быть приведена в работоспособное состояние не позднее, чем через 30 дней после того момента, как она попала на СТО. Если сроки были нарушены, отвечать за это должна страховая компания.

Срок ремонта может быть продлён по объективным причинам. Например, если он слишком сложный или приходится долго ждать какие-либо редкие детали. Однако подобное затягивание должно быть согласовано с хозяином авто. Как правило, вся процедура ремонта занимает не более двух месяцев. В этот срок входит:

  • получение выписки о ДТП – до 3 дней;
  • разбирательства и получение заключения о том, кто виновен в аварии – 10 дней;
  • подготовка документов для подачи в страховую – 3 дня;
  • получение заключения от страховщика – 5 дней;
  • выбор сервиса и доставка туда авто – 3 дня;
  • ремонт – не более 30 дней.

Если ремонтировать ТС будут в сервисе страховой, направить туда должны не позже, чем через 20 дней после того, как было подано заявление. При договорённости о починке на каком-либо другом сервисе, период может увеличиться до 30 дней. Если сроки не соблюдены, то за каждый последующий день нахождения машины на СТО страховщик должен выплатить потерпевшему штраф – 1% от суммы возмещения.

Время, в течение которого действительно направление на ремонт, обычно указывают в самом документе. Как правило, этот срок не превышает месяца.

На ремонт по ОСАГО существует гарантия. Её обязательные сроки: год на кузовные работы и покраску, полгода на все остальные виды починки. В принципе, срок может быть и больше – это зависит уже от сервиса, производящего ремонт.

Автомобили, которым ещё нет двух лет, ремонтируются только у дилеров, и гарантия на них сохраняется.

Если после починки были обнаружены какие-либо недостатки, авто должно быть отремонтировано заново. Можно попробовать договориться со страховой о выплате вместо этого денежной компенсации.

Всю ответственность за ремонт ненадлежащего качества несёт страховщик. Если качество работы не устраивает владельца авто, нельзя подписывать акт приёмки работы.

Вместо этого нужно описать все свои претензии в этом документе. Затем следует направить страховщику претензию, к которой необходимо приложить подтверждающие документы.

В течение 10 дней после получения бумаги он будет обязан осмотреть авто и оценить качество выполненной работы.

При отказе принимать претензию, автовладелец может обратиться в суд. Перед этим необходимо провести независимую экспертизу, которая послужит доказательством того, что ремонт выполнен некачественно.

Источник: https://osago-96.ru/strakhovaya-kompaniya-otkazala-remonte-osago/

Направление на ремонт по ОСАГО – сроки, что делать дальше? — DRIVE2

Могут ли отказать в ремонте по осаго

В апреле 2017 года форма страхового возмещения претерпела существенные изменения, и страховые компании теперь в 2019 году могут вместо выплаты возместить ущерб от ДТП в натуральной форме – дать направление на ремонт в автосервисе.

Между тем, чёткость регулирования законодательством в вопросе компенсации за аварию по ОСАГО ничуть не ослабела. Страховые компании всё также обязаны соблюдать сроки выдачи направления, а за нарушение этих сроков их ждёт штраф и неустойка.

Правила выдачи этого документа, а также что делать после его получения мы и выясним в этой статье!

Что такое направление на ремонт в ОСАГО?

Это документ, официально дающий потерпевшему в ДТП право на полное возмещение ущерба от него путём восстановления транспортного средства. Обратите внимание, полного восстановления, а не частичного. При выдаче направления и после него есть чётко оговорённые сроки проведения ремонта и ожидания оценки ущерба для получения этой бумаги.

Фактически направление на ремонт – это прямая замена страховой выплаты в ОСАГО, призванная упростить процедуру возмещения за счёт удаления целого звена в процедуре – этапа между полученными деньгами при выплате и до их оплаты за восстановление автомобиля в СТОА. Но на практике легче от этого не стало:

во-первых, чтобы отремонтировать машину, нужно всё равно обратиться в страховую и получить направление на ремонт – то есть как бы вместо денег Вы получаете просто “сертификат” на восстановительные работы при ущербе,
во-вторых, у Вас отбирают выбор, в каком автосервисе чинить автомобиль, а по самому ремонту в 2019 году есть некоторые законодательные ограничения.

Порядок получения

Итак, в целом вся процедура возмещения ущерба состоит из следующих этапов:

Вы собираете документы для возмещения ущерба от страховой по ОСАГО,обращаетесь с ними и с заявлением в страховую компанию,страховая по ОСАГО решает, выплатить компенсацию Вам деньгами или выдать направление на ремонт,выдаёт направление, с которым Вы обращаетесь за восстановлением машины в заранее утверждённый СТОА, в выборе которого Вы должны договориться со страховщиком,

Вам ремонтируют автомобиль, Вы его забираете или оспариваете качество ремонта и далее Вам бесплатно переделывают работы либо мотивированно отказывают в этом.

Что можно, а что нельзя делать при получении направления?

Обратите внимание, чаще всего при выдаче направления в сервисный центр страховая Вам предложит подписать некие бумаги. Подписывать ничего не нужно, кроме заявления и извещения о ДТП на этапе подачи документов.

И даже в заявлении, если бланк Вам дала страховая компания (а оно пишется в свободной форме – Вы можете написать его дома на компьютере), нельзя заполнять поля, которые не требуются прямо для выдачи направления, для Вашей же безопасности.

Очень часто страховые хитрят и дают Вам дополнительные соглашения либо указывают нужные им поля в заявлении. К таким полям могут быть отнесены:

согласие на доплату в автосервисе, если суммы возмещения не хватит (вследствие занижения суммы оценки ущерба),согласие на предоставление любого СТОА из списка на выбор страховщика, тогда как при определённых условиях (о них ниже) автосервис должен быть только дилерский,

согласие на использование б/у запчастей на СТОА при восстановительном ремонте.

Есть ещё целый ряд других условий. Если Вам что-то кажется подозрительным, просто не заполняйте поля и не подписывайте никакие отдельные бумаги. Кроме страховой, Вам и в сервисе могут предложить подписать что-нибудь, а там ещё хуже – Вы можете подписать договор цессии – переуступки права требования от страховой.

Таким образом, Вы продадите в автосервис право требования выплаты за восстановление машины. В результате машину Вам починят исключительно в порядке обычного оказания услуги. И, если подписываемый документ Вы не читали, то восстановить авто могут частично, б/у запчастями, некачественно выполнив работы и так далее.

Какие сроки выдачи направления на ремонт и как они считаются?

20 дней. Этот срок одинаков как для выплаты денежными средствами в качестве возмещения ущерба, так и при компенсации ремонтом автомобиля. Срок регулируется Федеральным законом Об ОСАГО, пунктом 21 статьи 12.

Срок 20 дней для выдачи направления на ремонт по ОСАГО начинается со дня подачи полного пакета документов в страховую компанию. Считаются при этом, календарные дни, кроме праздничных нерабочих – то есть в срок включаются обычные выходные, но не включаются праздничные выходные.

А полный пакет документов включает в себя:

заявление о страховом возмещении,заполненное извещение о ДТП,паспорт собственника машины,свидетельство о регистрации авто,страховой полис ОСАГО,

постановление и/или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела на виновника аварии.

Обратите внимание, срок выдачи направления в СТОА начинается независимо от даты осмотра или технической экспертизы страховой. Если осмотр Вам организовали на 19-й после подачи всех документов, то в любом случае этот срок составляет 20 дней от даты подачи документов, то есть на следующий день в этом примере Вам обязаны выдать направление.

Что будет за несоблюдение срока?

Административного штрафа – то есть в пользу бюджета государства – для страховой компании за пропуск срока выдачи направления на ремонт нет. Но есть ответственность за это в гражданском отношении – то есть в Вашу пользу. И называется она неустойкой. Она имеет чёткий размер и определена пунктом 21 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО.

Если Вам задержали направление на ремонт, то Вы имеете право на дополнительную компенсацию за это.

Например, если Вы подали документы 1 марта 2019 года, страховая насчитала ущерб на 100 000 рублей, а направление Вам выдали только 30 марта, но за просрочку в 9 дней Вам положены 9% от 100 тысяч рублей, то есть ещё 9 000, помимо того, что обязанность по проведению восстановления транспортного средства остаётся.

Неустойка за просрочку направления не выдаётся автоматически, запомните это! Вы должны подать на её выплату отдельную претензию. Пишется она в свободной форме с указанием расчёта и конкретным требованием выплатить неустойку на указанные банковские реквизиты (или выдать наличными). При отказе от её возмещения Вы вправе обратиться в суд.

Выдали направление на ремонт в СТОА – что дальше?

А дальше Вам необходимо предоставить автомобиль в сервис для восстановления. Эта процедура проста и понятна… По закону. На практике же Вам может предстоять ряд дополнительных согласований и а также отказ от подписи указанных выше документов, которые подписывать не нужно.

Какой срок обращения?

Срок действия направления на ремонт не регламентирован никакими правовыми актами. Но часто время обращения указано в самой бумаге, и оно, как правило, составляет 7-20 дней – это зависит от самой страховой компании.

Если вы пропустили этот срок, ничего страшного – вам просто следует обратиться в страховую за новым направлением. Отказать в выдаче вам не имеют права, так как это уже есть ни что иное как отказ от страхового возмещения – то есть неисполнение обязанности страховщиком по ОСАГО.

Если данный срок не указан в направлении, то тогда здесь следует руководствоваться разумностью и не злоупотреблять своим правом. Шутка ли, но понятие “разумного срока” прописано в Гражданском кодексе, хотя и в разрезе исполнения обязательств (что к нашему случаю не относится) и составляет 7 дней.

Какой срок ремонта?

30 рабочих дней. Вообще, для Вас в вопросе возмещения ущерба от аварии должны интересовать только 2 временных интервала:

срок 20 дней для выдачи направления на ремонт,
30 дней для непосредственно восстановления.

Любые другие сроки в виде дополнительных согласований, ожидания запчастей и деталей авто, очереди в сервисе Вас волновать не должны, так как они включены в указанные выше два периода. Это предписывает 12 статья ФЗ Об ОСАГО. Ниже мы рассмотрим такие случаи затягивания срока и что делать в таких случаях.

Обратите внимание, что здесь уже 30 рабочих дней, в отличие от срока для выдачи направления. Таким образом, считаются по порядку все дни, кроме выходных субботы и воскресенья, а также все праздничные дни, утверждённые Минтрудом в качестве выходных.

Если требуют доплату

Очень распространённая ситуация, когда, приехав в автосервис, Вам говорят о том, что перечисленных страховой денег не хватает для полного восстановления автомобиля, и просят:— либо доплатить из своего кармана,

— либо Вам поставят б/у запчасти или оставят неотремонтированными некоторые элементы.

Это на 2019 год незаконно! По закону Об ОСАГО страховая компания обязан полностью возместить ущерб без каких-либо доплат. В отличие от выплаты деньгами, когда калькуляция ущерба идёт с учётом износа автомобиля, при выдаче направления на ремонт износ не учитывается.

Нехватка перечисленных денег – это не Ваша проблема. Но и не проблема автосервиса. Это проблема страховой компании. В этом случае предоставляйте авто в СТОА под видеозапись, зафиксируйте отказ принять автомобиль с оговоркой основания отказа. Далее обратитесь в страховую и оповестите её об этом.

При попытке предоставить машину Вами формально начался срок 30 дней для проведения ремонта. Потому что в ФЗ Об ОСАГО прямым текстом прописано начало этого срока:

“срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта)”.

Если просят подписать допсоглашение

Ничего подписывать не нужно. Допсоглашением с большой долей вероятности будут подразумеваться невыгодные для Вас условия – те же замена новых деталей на подержанные, доплаты и прочее.

Помните, что законодательство 2019 года не требует от Вас никаких документов при сдаче машины в СТОА по ОСАГО.

Если сервису требуется дополнительный осмотр

Чаще всего имеется в виду осмотр на скрытые повреждения с калькуляцией по увеличению стоимости ремонта, так как страховая не посчитала эти скрытые повреждения.

Вам ничего не мешает дать разрешение на такой осмотр, но опять же, не в рамках увеличения срока ремонта. Автомобиль Вы предоставили, что с ним будут делать дальше – не Ваше дело и проблемы.

По результату 30 рабочих дней Вам должны выдать машину в состоянии, какой она была до ДТП.

Если приглашают составить смету

Аналогично допосмотру, составление разного рода смет, актов работ и прочих документов – не Ваши проблемы. И не подписывайте их ни в коем случае.

Повторю в очередной раз, Ваша задача – предоставить автомобиль и иметь подтверждение этому.

Что будет за нарушение срока ремонта?

Аналогичная неустойка, как и в случае просрочки выдачи направления в СТОА. Но размер её, увы в 2 раза ниже – 0,5% за каждый день просрочки.

Требование о возмещении за просрочку по ремонту также нужно подать отдельно – автоматически Вам её никто не начислит. Претензия подаётся в страховую, но ни в коем случае не в сервис, так как возмещение осуществляет именно страховщик.

Кстати, неустойка за пропуск обоих сроков не может быть в сумме больше суммы страхового возмещения.

То есть если сумму ущерба Вам насчитали в 200 000 рублей, то даже если просрочка составила более 100 дней, то максимальная сумма по неустойке, на которую Вы можете рассчитывать – ещё 200 000 рублей сверху.

Но по судебной практике, к сожалению, и эта сумма чаще всего снижается судьями до так называемой “адекватной” на основании статьи 999 Гражданского кодекса, согласно которой судья может просто посчитать, что Вы необоснованно хотите обогатиться, и такой неустойки для Вас слишком много.

Но в случае, если дело дойдёт до суда, Вам положены и дополнительные “бонусы” от страховой. Речь идёт о штрафе в Вашу пользу за нарушение сроков или отказ в возмещении.

Штраф этот достаточно большой в ряде случаев и он составляет 50% от суммы невыплаченного ущерба (если Вам вообще не отремонтировали машину или не выплатили – незаконно отказали прямо либо до даты подачи в суд не перечислили ни копейки), неустойки и дополнительных расходов (на почтовые отправления, услуги юриста, проведение независимой экспертизы и другие).

Плюсом для Вас является и то, что Вы можете найти для суда юриста – дёшево и достаточно легко.

Большинство автоюристов имеют практический опыт и знают законодательство об ОСАГО, так как это очень распространённый спор в судах. А, благодаря высокой конкуренции, их услуги не будут стоить дорого.

Кроме того, в случае выигрыша суда Вам обязаны возместить затраты на юриста, равно как и все остальные.

Адвокат Николай Гавель

Источник: https://www.drive2.ru/b/532888756835845506/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.